Orient Tracking

ОАЗИСЫ

Койтендаг

ГОВУРДАК-КОЙТЕНДАГСКИЙ ОАЗИС

Бесцельно сил на ветер не швыряй,
Сверши благое, - дай пустыне воду,
Накопленное в прах не зарывай, -
Отдай на пользу своему народу.

Горы Кугитангтау (вид на восточный склоны)
Горы Кугитангтау (восточные склоны)
Юго-восток Туркменистана богат на неповторимые природные ландшафты и удивительные памятники природы и истории, уходящие вглубь не только средневековья но и седой древности. Этот регион в научном отношении является слабоизученным и привлекает к себе исследователей со всего мира. Чем так примечательны эти места, горы и предгорья Кугитангтау? Прежде всего - уникальным, сильно расчлененным горным рельефом, сложенным из известняков, гипсов, песчаников и других пород. Слово «Кугитанг» (Кухитанг) можно перевести с таджикского языка как «горы с узкими ущельями» («кух»-«горы», «танг» – «узкий, тесный»), а окончание «тау», присутствующее в окончаниях многих местных названий, означает «горы», но уже в переводе с тюркских языков. В Туркменистане эти горы уже носят название Койтендаг (горы глубоких каньонов). Множество красивейших ущелий и глубоких каньонов, таких как Чинджир, Об-дара, Булак-дара, Умбар-дере, Гаудере (Гавдере), Дарай-дере (Дараидере), усыпаны промоинами и карстовыми пещерами, образовавшимися вследствие растворения и вымывания верхнеюрских известняков.

Особенно выделяется Дарай-дере, оно так и названо «Ущелье ущелий», начинаясь почти у самой вершины Кугитанга, на высоте около 3000 м, это ущелье постепенно спускается в долину, образуя несколько водопадов и порогов на своем пути. Река Кугитанг (Койтендарья) протекая по плодородной долине с северо-востока на юго-запад, собирает в себя все скудные воды этих каньонов - ее левобережных составляющих. Правобережные же притоки реки Кугитанг, менее значительны. Горы к западу от Кугитангтау - невысокие поднятия-возвышения, также являются продолжением Гиссаро-Алайской горной провинции. На севере - это горы Джоугашты и Ухтаргы, на западе – горы Кызылхора, Балахана, Гаурдак, Тагара и Ширам, на юге - горы Карачагат и Карабиль. На крайнем же юго-западе, почти вплотную к руслу реки Амударьи, последовательно, один за другим, тянутся хребты Каттаур и Кундалянгтау (Кундалянг-тау, Кундалягтау, Кундаляг-тау).

Об этом самом южном хребте, сообщал более ста лет назад, российский генерал, ученый-востоковед Дмитрий Николаевич Логофет (1865-1922). В своих путевых очерках «На границах Средней Азии», он отмечал: «Параллельно реке, и в расстоянии от берега не более двух-трех верст, тянется горный хребет Кундалян-тау; горы эти безлесны и пустынны. В некоторых местах в них производится добывание камня, сплавляемого на каюках в Керки и ниже по Амударье». В XX веке Кундалянг-тау был интересен разве что палеонтологам, ввиду значительного развития морских отложений нижнемелового возраста, да и геологоразведчикам, выявляющим перспективы промышленной добычи. Весь этот горный район, от Гаурдака (Говурдакский купол, Тагаринский купол, горы Балахана) на западе, до хребта Кугитангтау на востоке, рассматривается геологами как одно единое целое – Говурдак-Койтендагский район, характеризующийся идентичными тектоническими процессами, сложенный осадочными отложениями юрского и мелового периодов.

Горы Кугитангтау, получили большую популярность не только благодаря каньонам, но в первую очередь и благодаря уникальным пещерным комплексам. Некоторые пещеры Кугитанга – словно каменные джунгли, среди которых встречаются галереи залов, увенчанных причудливыми сталактитами и сталагмитами, гипсовые и целестиновые натеки похожие на фарфор, «пещерный жемчуг», «каменные рощи», застывшие «каменные цветы» - антодиты и гелектиты - различные убранства из кальцита, мраморного оникса и арагонитов. Особенно много пещер, на западных склонах Кугитанга (территория Туркменистана), это такие пещеры как Кап-Котан (Кап-Кутан, Капкутан), Хашим-Ойик (Хашм-Ойик, Хошм-Ойык, Хошимоюк, Хошмоюк, Хашимеюк, Хашимуюк, Хашымоюн), Гульширин (Гулширин), Ташюрек (Ташюрак, Даш-Йурек, Дашюрак), недавно обнаруженная пещера Тазе-Чарва. Самые известные из них входят в так называемую систему Карлюкских пещер (около 30 пещер). Примечательно, что об этих пещерах упоминал в своих исторических сборниках «Bibliotheca Historia» (Историческая Библиотека) древнегреческий историк, мифограф и путешественник Диодор Сицилийский (ок. 90-30 гг. до н.э.).

Что интересно, так это то, что в 1979 году, известному исследователю Кугитанга - спелеологу и геологу В.А. Мальцеву, удалось обнаружить в одном из карстовых провалов Кугитангтау на территории Туркмении слепую рыбу. Позже, в 1981 году, экспедицией в составе В.Ю. Должанского было поймано несколько таких рыб и доставлено в Москву. В 1983 Н.В. Парин дал этому виду рыб название - Noemacheilus (Troglocobitis) starostini - голец Старостина или кугитанский слепой голец, в честь И.В. Старостина – ихтиолога и гидробиолога, работавшего в середине XX века в Туркмении и внесшего заметный вклад в изучение местной ихтифауны. Голец Старостина, как локальный эндемик занесен в Красные книги Туркменистана и МСОП (Международного союза охраны природы). В мире известны более 80-ти видов слепых рыб обитающих в пещерах, но на территории бывшего СССР, кугитанский голец Старостина – единственный представитель. На территории Туркменской части Кугитангтау, кроме Карлюкских пещер, известен также культовый грот и ущелье Кырк-Гыз (Сорок девушек), привлекающий к себе множество паломников.

В нескольких номерах газеты «Труд» за 1984 г, а также в журнале «Вокруг Света» за 1985 год (№2-3, статья «Эхо Кугитанга») выходили заметки, в которых группой спелеологов из Красноярска сообщалось о находке в пещере, названной «Кунсткамера», множества останков – мумий и костей людей и животных. В то время, эта находка породила множество догадок и легенд, порой самых невероятных. Отбрасывая в сторону самые мистические и невероятные теории, хотелось бы сказать о более реальных. Многие стали предполагать, что пещера была колодцем-ловушкой для животных и пастухов, которые по неосторожности зайдя глубоко в нее, проваливались в шахту. Звери, кстати, могли сюда заходить также и за мумиём, которого находили тут на стенах пещеры. Есть версия, что эту пещеру определенное время использовали разбойники, скрывая навеки в них свои жертвы, тем более, что в пещере были найдены обгоревшие палки, служившие когда-то факелами. Датировки находок в этой пещере, по сведениям ученых, разные. Некоторые из них относят их к XVIII-XIX вв, а некоторые и к XX веку. Во всяком случае, вспоминаются слова знаменитого венгерского востоковеда Арминия Вамбери (1832-1913), путешествовавшего по Средней Азии в XIX веке под видом дервиша. Один из участков маршрута Вамбери, проходил из Карши в Керки (совр. Атамурат). Этот отрезок пути, по словам Вамбери, был опасен для купцов, окрестности которого полны дерзких разбойников, от которых не возвращаются пленники.

Важнейшим палеонтологическим объектом мирового значения в Западном Кугитанге, является широко известное плато динозавров с отпечатками древних исполинов, возрастом около 160 млн. лет. Это небольшое наклонное плато, размером около 500 на 200 м находится в Ходжипильском госзаказнике на высоте около 1400 м, недалеко от селения Ходжапиль-ата. Размеры следов встречаются разные – от 18 до 71 см. Самый большой след мог принадлежать мегалозавру. Всего было выявлено более 2500 следов на таких следоносных площадях как: Центрально-Ходжапильская площадь, Кырк-гыз, Сарыгат, Сары-Гая, Нияз, Ак-Тапиз (Сагат) и другие, общей протяженностью около 10 км. В основном, следы принадлежат двуногим динозаврам из подкласса Архозавров. Но также выявлено три типа следов относящимся к новым родам – Туркменозаврус, Ходжапилозаврус, Гиссарозаврус (перечисление в порядке уменьшения размеров отпечатков и длины шага).

Слово «Ходжапиль» (Хожапиль) можно перевести как «Слоны Святого» или «Хозяин-слон». Хотя по одной из легенд первого человека, который обнаружил эти следы, звали Ходжа. Среди местного населения бытуют поверья и легенды о слонах, которые тут были вместе со странствующим паломником из Индии, или о слонах самого Александра Македонского, оставивших тут следы, во время его похода. Впрочем, некоторые палеонтологи полагают, что 60-80 тыс. лет назад тут и впрямь обитали слоны и носороги. Тем более, что в Туркмении уже находили кости древних слонов: в 1943 и 1952 годах возле селения Худай-Даг останки ископаемого слона; в 1989 году в районе Зеидского (совр. «Имени 15-летия независимости Туркменистана») водохранилища кости палеолоксодонтного слона, относящегося к четвертичному (антропогенному) периоду.

Еще одно место со следами динозавров было найдено в 2002 году, на северо-восточном склоне горы Гаурдак (Гаурдакский хребет, Говурдакский купол) рядом с серным карьером. Возраст этих окаменевших трехпалых следов, по мнению ученых - 140-145 млн. лет, общее количество – 114 следов. Встречаются тут также пока еще не определенные учеными, глубокие, абсолютно круглые следы.

Интересная и весьма загадочная находка была сделана в 1983 году туркменским ученым К.Н. Аманниязовым, который среди следов динозавров на плато Ходжапиль, обнаружил шесть следов человеческой ступни 43-го размера, следующих один за другим. Датировка, произведенная профессором Х. Худайкулиевым отпечатков дала неожиданный результат - 150-200 миллионов лет (юрский период). Об этом писали в те годы некоторые издания, выходили телевизионные новости. К сожалению, популяризация таких открытий не всегда положительно влияет на сохранность памятников. После публикаций увеличился поток туристов, в результате один из следов был испорчен, по-видимому, кому-то из недальновидных туристов пришло в голову отколоть самый хорошо сохранившийся отпечаток и увезти его с собой... В 2000 г доктор Деннис Свифт из Института Динозавров первым из иностранцев исследовал эти следы, в честь которого они были названы «Следы Сфивта». Еще одна загадка – на этом же плато найдены были следы копыт винторогих козлов, в точности таких же, которые обитают в горах Кугитангтау (Койтандаг). В итоге – налицо разрушение временной шкалы и противоречие с теорией эволюции Дарвина в пользу креационизма. Между учеными ведутся споры. В этом контексте интересны связи изображения драконов в народном творчестве и найденных артефактов, связанных с динозаврами.

Существует немало легенд, связанных с драконами. В сказках Средней Азии часто фигурируют драконы. Не факт, к примеру, что следы динозавров люди никогда раньше не видели. Наши предки, могли уже давно находить такие следы, а возможно и части скелетов. Все это могло передаваться устно из поколений в поколения, тем самым создаваться различные сказания и легенды. И это не просто предположения. В том же самом Туркменистане, известны руины мечети Сейит Джамал Ад-Дин XV века в селении Анау, разрушенной в 1948 году в результате сильного землетрясения. На портале мечети существовала мозаика с изображениями драконов – единственная, на подобных сооружениях в мусульманском мире. В 1904 году, археологическая экспедиция под руководством американского геолога и путешественника Р.В. Пампелли (1837-1923), а также известного археолога Губерта Шмидта (1864–1933), сделала ряд важных открытий в Анау. Была обследована также и мечеть Сейит Джамал Ад-Дин. По некоторым сведениям (С. М. Демидов «Драконы в туркменской мифологии»), экспедиции удалось вывезти из Туркестана ценные археологические материалы, в том числе вырезанные из портала мечети мозаичные декорации с изображениями драконов, хотя, по соглашению с Российской стороной, все найденные ценности должны были оставаться в России. Академик В.В. Бартольд (1869-1930) критически отнесся к методам работы этой экспедиции, допускавшей многие ошибки, в т.ч. такие, как большое количество неучтенного материала. Неудивительно, что спустя почти столетие, в 2001 году тут возобновились исследования, а 2002 году американцы выделили грант на воссоздание утерянных изображений. Но все же, стоит упомянуть, что раскопки в окрестностях Анау, начатые еще Рафаэлем Пампелли, дали весьма интересный результат. Оказалось, что тут был очаг одной из самых ранних цивилизаций Востока, восходящий к V тыс. до н.э., вошедший в научную литературу как «Анауская культура». В неспокойные 1918-1920 гг. вандализм по отношению к мечети Анау был продолжен. Советский «выдвиженец» Д.И. Нечкин, направленный те годы в Туркестан в качестве руководителя комиссии по охране всех исторических памятников Туркестана, приводил сведения, что для Британского музея во времена существования Временного Закаспийского правительства с мечети в Анау была частично снята облицовка. Похитители мотивировали это тем, что «варварское правительство русских» все равно не сможет спасти эти памятники (С. М. Горшенина, Этнографическое обозрение, № 1, 2013, C. 52-68).

Возвращаясь к мечети Сейит Джамал Ад-Дин, хочется привести легенду, записанную археологом-искусствоведом Г.А. Пугаченковой (1915-2007), повествующей о появлении этой мечети. В ней говорится, что некогда у крепостной стены города на дереве был подвешен колокол, которым могли воспользоваться люди, попавшие в беду. Горожане, услышавшие звук колокола, спешили на помощь к тому, кто издавал этот звон. И вот однажды услышав звук колокола, люди поспешили к этому дереву и увидели, что звонил огромный извивающийся дракон. Он стал указывать на двух людей в толпе – мастеров плотников с топором и пилой, а также в сторону гор. Джемаль - царица государства (по другой версии правителем был Сейит Джемал) велела следовать этим мастерам за этим драконом. Вскоре, они увидели другого дракона, который проглотив горного козла, испытывал сильные муки в горле от его рогов. Не испугавшись зайти в глотку дракону, мастера смогли перепилить рога козлу и разрубить его тушу на куски. В награду, за это, первый дракон привел этих мастеров в пещеру, где они могли набрать сокровища – золото и драгоценные камни. Жителей города, на следующий день снова разбудил звон колокола. Два дракона принесли на своих хребтах золото и драгоценные камни к ногам царицы и затем удалились в горы. А царица Джемаль, в честь всего случившегося, приказала на эти драгоценности выстроить мечеть с изображениями драконов. «Дом красоты» - так была названа эта мечеть, охраняли два дракона, изображения которых виднелись на портале. Вот как в одной легенде переплелись следы динозавра, винторогого козла, человека и даже пещеры.

Что касается деятельности человека, то одним из самых ранних артефактов найденных в Койтендаге (район горных рек Хашымоюн и Булак-дере), являются орудия труда эпохи мезолита (XII – VIII тыс. до н.э.). Среди множества нуклеусов, отщепов, пластин и скобелей, особый интерес вызвал выточенный из кремния предмет, по форме похожий на лягушку. Ученые склонны предполагать, что этот предмет использовался в качестве инструмента для изготовления орудий труда и охоты. Эпохой мезолита датируются останки однокамерного сооружения, выстроенного из обработанного камня в районе источника Ходжашюллык (к востоку от горы Балахана), где также были обнаружены и другие разнообразные находки.

Следы античной эпохи (Кушанского и Сасанидского времени) представлены слоями на остатках таких древних крепостей (кала) и поселений (депе), как Келиф, Шор-депе, Монжук-депе и другие. На всем протяжении правобережья Амударьи, от Келифа до Керкичи, в том числе у подножья Койтендагских гор, встречаются десятки малоизученных остатков поселений древнего и средневекового времени. Стратегически важная переправа через Амударью в районе Келифа неразрывно связана с именами великих завоевателей. По письменным источникам, в 329 г. до н.э. войска Александра Македонского, после тяжелого перехода через Бактрийскую пустыню переправились через Окс (Амударью) с помощью кожаных палаток, из которых были сделаны поплавки набитые соломой и связанные между собой в своеобразный наплавной мост.

Келифская переправа всегда использовалась купцами в системе торговых путей «Великого шелкового пути», через которую проходила одна из магистральных линий. В Средневековую эпоху, территория Туркменистана и в частности горные территории Койтендага, входили в территорию Южного Хорезма. После арабского завоевания Мавераннахра, Келиф приобретает значение не только как переправы, но как торговый город. У арабских географов-путешественников находим упоминания о Келифе. Ал-Макдиси (Муккадаси, 946/947 - ок. 1000) сообщает о городе Калиф, единственном на Джейхуне (Амударье), который строился по обе стороны через переправу: рабат Зу-л-Карнейн (Зулкарнайн) на левобережном берегу с соборной мечетью и рабат Зу-л-Кифл (Зул Кифл) на правобережном.

Абу Са`ад ас-Самани (1113-1167) описывает крепость Калиф (Келиф) на берегу Джейхуна, называя ее «непреступной крепостью вроде городка», отстоящей в 18 фарсахах от Балха.

В 1220 году в Келифе отсиживался хорезмшах Мухаммед, но узнав о приближении отрядов Чингисхана, переправившись через Джейхун (Амударью) бежал с малыми военными силами в Иран.

Иранский историк-географ Хамдаллах Казвини (ок. 1281/1282 – 1344 или 1350) в своем труде «Избранная история» описывает Келиф как маленький город окружностью крепостной стены в 3000 шагов на берегу Джейхуна, ширина которого в этом месте составляет также 3000 шагов.

Келиф-шерабадская гряда в районе Пашхуртской котловины
Келиф-шерабадская гряда
в районе Пашхуртской котловины
Логофет в начале XX века, описывает бекскую крепость: кала (крепость) построена на вершине скалы, которая, постепенно понижаясь, спускается к берегу Амударьи. Высокие выветрившиеся стены старинной постройки окружают ее и замыкаются воротами, находящимися около реки. Среди древней кладки в стенах виднеются вставки из сырцового кирпича, указывающие, что сравнительно недавно стены подновлялись. В это время По Амударье проходила граница между российской империей и Афганистаном, и эта крепость служила таможенным пунктом, через который проходила значительный поток товаров.

Современный Келиф и железнодорожная станция расположены непосредственно у подножия гор Караджадаг (юго-запад Келиф-Шерабадской гряды). Остатки древнего и средневекового городища Келиф, расположены в 1 км от железнодорожной станции. Еще дальше к юго-западу, там, где у старинной переправы через Амударью, река максимально сужается, на высокой скале находилась цитадель крепости Келиф, представляющей из себя в настоящее время остатки древнего и средневекового городка, культурный слой которого местами включает в себя материал, датируемый античным и раннесредневековым временем.

Среди авлие и мазаров, в Койтендаге почитаются такие места как Ак Ата Баба, Тагай Халпа баба, Ходжа Чилгаз баба.

Среди гидрологических памятников природы Западного Кугитанга можно отметить небольшие озера, в том числе карстовые: Хорджун-кёл (Хуржумкуль, Хоржункель), Айгыр-кёл и самое глубокое в Туркменистане озеро Кете-кёл (Каттакуль, Каттаколь, Каттакель); водопады Умбар (высота 27 м), Суммул, водопады в ущелье Дарай-дере; сероводородный термальный источник Кейнар-баба (Гайнар-баба), с постоянной температурой 22ОС, сероводородный источник Аксу, а также многие другие сакральные источники почитающиеся местным населением.

Богаты горы Койтендага и окрестности ботаническими памятниками природы. Известны: в местечке Чилон-ата (селение Койтен) роща деревьев унаби (китайский финик, зизифус) площадью 0,75 га с наклоненными в одну сторону деревьями, некоторые из которых превышают 200-сот летний возраст; фисташковая роща площадью 1500 га возрастом в 200-250 лет (толщина деревьев около 1 м) в урочище Ходжабурджибеленд, фисташники Карадепе; чинары (платаны) возрастом 350-1000 лет в селении Койтен, а также чинара «Учдоган», в дупле которой могут разместиться несколько человек. В ущелье Ходжа-Караул-дере (Ходжагаравул, Ходжакараул, Тутлы-дере) известен 700-800-летний тутовник под названием «Кызыл-тут-баба» (Гызылтут баба), что значит «Красный дедушка - тутовник». По некоторым непроверенным источникам, в горах встречаются тысячелетние деревья арчи, отдельные экземпляры которых достигают семи метров в диаметре.

В 1986 году в горах Кугитангтау был созданы заповедники. Со стороны Туркменистана, на западных склонах Кугитангтау был организован Койтендагский (ранее Кугитангский) заповедник (свыше 27 тыс. га), восточная граница которого проходит вдоль границы (по хребту) с Узбекистаном и логически соединяется с Сурханским заповедником, который в свою очередь был создан в том же году и уже расположился в Узбекистане – на западных склонах хребта Кугитангтау. Сурханский заповедник в 1986 году был создан на месте ранее существующего Кугитангского госзаказника (существует с 1970 г.) и объединен с заповедником Арал-Пайгамбар (существует с 1971 г) в единое целое – в Сурханский государственный заповедник. Правда в дальнейшем остров Арал-Пайгамбар был передан пограничной службе. Площадь Кугитанского участка Сурханского заповедника составляет более 24 тыс. га. Такое совместное положение заповедников двух сопредельных стран положительно сказывается в деле охраны как животного и растительного мира, так и множества памятников природы геологического, ботанического и историко-культурного характера. Территория обоих заповедников занимает средний и высокий пояс гор. Наивысшая точка гор Кугитангтау – пик Айрыбаба (3137 м над у.м.), в Туркменистане носит название «Бейик Туркменбаши». К западу от гребня Кугитангтау склоны в основном пологие, расчленены множеством узких и длинных каньонов, сложенных мощными пластами, среди которых и находится разветвленная сеть пещер, о которых выше уже было сказано. К востоку – вертикальные скальные обрывы, местами до 500 метров – их хорошо видно со стороны Пашхуртской котловины, воспринимающиеся как грандиозный бастион или стены огромной крепости. К подножию этого обрывистого хребта вплотную подходят среднегорья, постепенно переходящие в низкогорья. Растительный мир заповедников своеобразен. Общая площадь арчовых лесов составляет около 14 тыс. га.

joeandex 2016

Очертания города

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com