Orient Tracking

ПСКЕМ - УРУНГАЧ - БАДАКСАЙ - КАПТАРКУМУШ

Река Пскем, общей протяженностью 149 км
Река Пскем

ПСКЕМ – одна из красивейших рек Узбекистана, с ее притоками и горными озерами, протяженностью около 149 км. Протекая между Пскемским и Угамскими горными хребтами, сливаясь с реками Коксу, Чаткал, а затем и Угам образует основное русло реки Чирчик. И вот мы решили побывать в тех местах - совершить небольшой поход по притокам реки Пскем. Мы – это семейная пара Василий и Жанна; наш аксакал Петрович, в свои 64 года он нёс самый тяжелый рюкзак, и при этом своими шутками поддерживал в нашей команде дух энтузиазма; моя жена Нона и я, Владислав.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Из салона УАЗика- Василий и Жанна тоже рады  возвращению рюкзаков
Из салона УАЗика- Василий и Жанна
тоже рады возвращению рюкзаков
Встретились мы все в Газалкенте. Это небольшой город, расположенный в 60 км от Ташкента. Доехав до него на маршрутках (т. к. до реки Пскем можно было добраться именно из Газалкента, но автобус в нужном нам направлении ходил не каждый день) приложив небольшие усилия в течении двух часов, с радостью нашли УАЗик, который именно в этот день ехал до начального пункта нашего горного путешествия. Правда, шофер сказал, что поедет ещё через два часа и посоветовал нам погулять по городу, что мы и сделали, предварительно загрузив к нему в машину наши рюкзаки. Через два часа, съев арбуз на берегу Чирчика и искупавшись в реке, мы пришли на то место, где должен был стоять УАЗик. Но его там не было. Также как и шофера, и наших рюкзаков. Мы удивленно переглянулись. Нас успокоила женщина, которая, как оказалось, была родом из того же поселка, что и шофер, сказав, что он обязательно когда-нибудь приедет. Это когда-нибудь наступило через 40 минут, а через час мы уже мчались к Пскему.

Над Пскемом - горный аул Бахтияра
Нашим шофером можно было только восхищаться. Он на одинаковой скорости ехал и по шоссе, и по горному серпантину, и по извилистой тропе со спусками и подъемами. Я был в восторге и почти, что в ужасе на следующий день, когда мы по этой же дороге спускались вновь к Пскему. Я заглянул ниже тропы и понял, что мы мчались на тридцатиметровой высоте над нижней частью ущелья, по тропе немного превышающей ширину машины. Шумахеру было далеко до Бахтияра, так звали нашего шофёра. Мы спросили у него, не хочет ли он жить в городе. Он сказал: «Не хочу. У нас все есть». И это было действительно так. Вокруг было полно фруктовых деревьев, и высоких тополей, паслись коровы и козы, по проселочной дороге ехали мальчишки на новеньких велосипедах, в некоторых домах были телевизоры. Не было только интернета, а было много чистейшей воды и пьянящего горного воздуха. Все это мы увидели и почувствовали в его поселке. «Дальше пойдете сами» - сказал Бахтиер, когда машина уперлась в большой холм. Мы так и поступили, сердечно поблагодарив его за оказанную нам услугу.

Фото «На память»
Мы перевалили за холм, и все звуки исчезли, кроме звука ветра. Перед нами был горный сад, со своим характерным разнообразием фруктовых деревьев. По нашим предположениям, где-то за садом должен был быть один из притоков Пскема – Урингоч-сай (сай -это небольшая горная речка), но его пока не было слышно. Оставив, рюкзаки мы все пошли на разведку местности, вдоль ближайшего склона горы. Через несколько минут, обогнув скальный выступ, услышали журчанье воды. И перед нами открылось ущелье Урингоч-сая. Обошли огромные валуны, высотой с одноэтажный дом и увидели… зеркальную гладь первого озера Урингоча.

Урингочсай – первое озеро
Оно было небольшим, но очень красивым с чистейшей обжигающей холодом горной водой. В самой глубокой его части было около 70 см, протяженность всего озера была около 70 м. По словам местных жителей, все горные озера в этом году менее полноводные, чем в другие годы, это связано с тем, что зима была на редкость холодной, и осадков выпало очень мало. Василий не удержался и искупался в озерце. Мы вернулись в сад за рюкзаками и единогласно решили обустроиться на ночёвку у озера. Это было место нашей первой «стоянки» и «ночлега». Тут же произошла и местная горная прописка – Нону укусила горная маленькая оса, по народным рецептам мы быстро замазали место укуса глиной, и ещё Нона выпила кружку холодной воды – это тоже помогает при укусах ос. А потом в порядке очередности прописки осы кусали меня и Василия, и мы следовали тем же народным рецептам. Смеркалось. Поужинав, и полюбовавшись небом, усыпанным звездами мы устроились на ночлег.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Утро на Урингочсае
Тишина, приятный свежий воздух, наполненный ароматами горных трав и солнце ещё на вершинах скал, встретили нас утром. Я побежал умываться и совершенно естественно плюхнулся в озеро, повторив вчерашний подвиг Василия. Тело укололо тысячу иголочек холода. И я выскочил на берег. Жанна уже готовила завтрак на костре. Вдруг мы увидели, что переплывает озеро на противоположенный берег от нас какой-то маленький зверек, черного цвета. «Крыса, ондатра, бобёр!»-послышались наши возгласы. Когда он вылез на берег, мы увидели красивого и грациозного зверька, длиной около 50 см вместе с хвостом, относящегося, по-видимому, к семейству куньих (к этому семейству относятся ласки, норки). Он, совершенно, не обращала на нас внимания, занимаясь своими делами, перебегая от камня к камню периодически спускаясь к воде.

Эфедра
Пора было двигаться дальше, что мы и сделали, предварительно спрятав арбуз в зарослях ежевики, купленный в Газалкенте, т. к. решили на ночевку придти на это же место. Петрович дал команду «Старт» и мы двинулись дальше вверх по тропе, ведущей к «верхнему» озеру Урунгача. В горах все красиво и чем выше взбираешься, тем обширнее панорама тебе открывается - скалы, покрытые травами склоны, каменные реки, ледники, ослепительное солнце. Тропа вела нас между большими камнями, деревьями, в каких-то местах проходила близко к скалам и круто поднималась вверх. Мы увидели кусты эфедры с мелкими оранжевыми плодами.

Горное озеро на одном из притоков Пскема
Горное озеро на одном из
притоков Пскема
Через час мы взобрались небольшой перевал и уже шли сквозь деревья. Неожиданно для нас все вокруг расступилось – деревья, скалы и мы «вынырнули» в большущий «цирк», посреди которого, было огромное озеро. Дух захватило у всех, из-за такого сверкающего великолепия перед нами. Жанна побежала вперед по тропе над озером. Ну, а все остальные просто не смогли удержаться от соблазна сразу искупаться. Но как оказалось, это сделать было не совсем просто. Множество ос возле воды сначала остановило нас. Если вспомнить мультфильм про Винни-Пуха, когда он полез на дерево за медом и встретился с роем пчел, то он услышал тоже, что услышали и мы. Присмотревшись к действиям ос поняли, что им до нас нет никакого дела, они работали – брали для своих строительных нужд глину с берегов озера. И мы все-таки искупались! Тоже самое сделала и Жанна в двухстах метрах от нас. Акустика была просто потрясающей, мы могли переговариваться с Жанной в полголоса. Пару раз окунувшись, и высохнув, мы пошли по тропе в обход озера. Впереди на противоположенном берегу росло несколько раскидистых деревьев. Под ними прятались от жары коровы, разгуливающие спокойно по горам без пастухов. Мы расположились под незанятым деревом, быстренько соорудили из камней очаг и приготовили чай, перекусили. И мне сразу расхотелось куда-либо идти дальше, также как и Ноне, и Василию. А у Жанны с Петровичем наоборот проснулся исследовательский дух, и они побежали налегке дальше по ущелью, пообещав вернуться к вечеру.

Петрович перед прогулкой
Василий пошел купаться, Нона начала готовить, а я немного вздремнув, решил погулять по округе, и обнаружил небольшой сай, который протекал недалеко от нас. Немного позже мы с Ноной сменили Василия в приятном занятии по купанию. А он пошел в лагерь. На мой взгляд, это был самый успокаивающий и ласковый день в нашем путешествии. Солнце клонилось к горизонту, а Петровича с Жанной всё не было. Мы решили пообедать без них. Посмотрев, на часы Василий взял свою походную палку и собрался встречать наших исследователей. Сделав несколько шагов, он увидел довольных, но уставших Жанну и Петровича. Первым делом они «плюхнулись» в озеро, а потом, продолжая нашу обеденную трапезу, рассказывали о своих впечатлениях о диких саях Урунгоча. «Пора идти назад» - сказал Василий, да, действительно, было пора, хотя и не очень хотелось. Я собрался одеть кепку, а на ней удобно разместилась большущая саранча.
Фото с желтым другом
Утром, когда мы пришли к озеру, на бутылке для воды сидела такая же и я почему-то подумал, что это она же, и мы ей очень нравимся. Я повертел кепку – саранча сидела и наблюдала за мной. Василий сказал: «А ты, одень кепку, а я вас с ней сфотографирую на фоне озера». Я пошел к озеру, неся кепку с саранчой в руках, затем надел кепку на голову. Саранча все сидела на кепке с интересом наблюдая за всем происходящем. Она также сидела и когда Василий вертел кепку у меня на голове, ища нужный ракурс снимка. Затвор фотоаппарата щелкнул, после чего я с большим трудом пересадил саранчу на куст, куда ей явно не хотелось. Забегая вперед, скажу, что утром следующего дня, в двух километрах от этого места, я после купания снова увидел, уже можно сказать своего желтого друга, а может и подружку. Уж очень приглянулась ей наша компания. Мы быстро собрали рюкзаки и пошли назад, к тому месту, где нам предстояло еще приготовить ужин, ночлег и еще нас ждал заветный арбуз.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Подсолнухи над Пскемом
Нам предстояло идти уже на другой приток Пскема – Бадаксай, на левый берег Пскема, на котором должны были быть еще несколько озер. И мы пошли мысленно, говоря спасибо уже полюбившемся нам красотам Урингосая. Нужно было по мосту перейти сам Пскем и преодолеть несколько подъемов, что мы и сделали приблизительно за 3,5 часа, по пути остановившись на одной киргизкой ферме и сфотографировав ее хозяев – трудолюбивую семью, которая сказала нам, что видела много туристов, которые их фотографировали, но не видела еще ни одной фотографии от них.

Пеший мостик через реку Пскем
И вот мы уже идем вверх по течению Бадаксая, впитывая все новые и новые впечатления. Хочу сказать, что каждый сай по своему красив и не повторим, так же как и вода в нем – вкусная, но не похожая на воду из других горных источников и саев. Василий очень хорошо планирует походы. Мы идем утром и вечером, а днем в жару, мы обедаем и отдыхаем. Этот сай мне запомнился тем, что вода как бы играючи, уходила под камни и возникала где-то в другом месте за несколько десятков метров, и так не один раз. Яблочные деревья и заросли мяты и смородины окружали нас, встречались нам и кусты с барбарисом. Мы передохнули, пообедали у воды в тени деревьев боярки и пошли дальше, поднимаясь все выше и выше. Прошли несколько каменных завалов и уже вечером вышли к первому небольшому озеруцу, где с удовольствием искупались. На следующий день, идя обратно, и проходя мимо этого же озера, мы повторили столь приятное занятие купания и с большим интересом наблюдали у озерца за маленьким черным зверьком, которого мы ужу видели на Урингоче. Озерцо было прозрачным, образованное небольшим завалом, а с другой стороны втекающим в него Бадаксаем, растительности здесь не было. Василий сказал, что немногие могут похвастаться тем, что бывали в местах, где пить и купаться можно одновременно. Я часто вспоминал потом его слова, с сожалением глядя на мутную воду в городских арыках.

Смеркалось. Мы подошли к площадкам, где по всей видимости когда-то останавливались туристы, но у всех почему-то возникло ощущение, что полянки чем-то мрачноваты, здесь не было воды, было много яблок, но и медвежий помет был тоже в нескольких местах. И мы пошли дальше. Через 20 минут мы нашли то, что нам нужно – открытое место на берегу сая, под деревом мы и остановились на ночлег. Немного пообщавшись, после ужина мы улеглись спать. Мы с Ноной как всегда в палатке, а наши друзья в спальных мешках. Ночь была очень теплой. Вдруг послышался изумленный возглас Жанны. Как выяснилось потом, наши друзья видели, как долина освещалась ярким свет, как будто фарами от проезжающий машины, но до дороги, как мы думали, была очень далеко. Мы, конечно же с Ноной этого не видели, т. к. были в палатке. Но зато, слышали, как несколько раз с одного из сыпучих каменных склонов скатывались камни и затем последовал какой-то протяжный звук, напоминающий мяуканье большой кошки. Уже приехав в Ташкент, мы узнали, что такие звуки могли издавать шакалы. Под эти впечатления мы и заснули.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Безводное озеро, расположенноепопо  левую сторону от реки Пскем
Безводное озеро,
расположенное по левую
сторону от реки Пскем
В прошлом году Петрович уже был в этих местах и сказал, что еще выше находится огромное красивое озеро, вытекающее из щели между скалами. И вот мы утром налегке, вчетвером идем вверх по широкой каменной тропе к этому озеру. Петрович же остался отдыхать и присмотреть за рюкзаками. Впереди длинный подъем, метров 300. Жанна с Василием немного впереди, потом мы с Ноной. Постоянно оглядываюсь на панораму позади нас, все расширяющуюся по мере подъема. Тропа заворачивает за выступ, и мы оказываемся над озером. За неделю до того как мы пришли в эти места, наш друг Виталий Борисович, побывал здесь и сказал, что озеро высохло. Но мы не могли поверить в это, как могло высохнуть озеро 500 метров длиной. И всё же, он оказался прав озеро было безводным. И лишь потом мы рассмотрели в какой-то его части немного воды.

Петрович очень удивился, когда мы вернулись через 1,5 часа, хотя он нас ждал только к вечеру. И мы пошли вниз той же тропой по Бадаксаю. Было решено спуститься к Пскему, пройти пару километров вниз по течению реки, а затем завернуть в следующее ущелье, где должен протекать Кайлыксай (Кагарыкапчигай), подняться вверх по течению, а потом на следующий день перевалить в следующее ущелье Каптаркумуш, что в переводе означает Серебряный голубь. И мы начали реализовывать наш план.

Совет старейшин перед ущельем Кайлыксая
Совет старейшин
перед ущельем Кайлыксая
Кайлыксай в нижнем течении
До начала Кайлыксая мы дошли быстро, но солнце уже припекало и мы остановились на обед и отдых у воды, в красивой ореховой роще. Как потом оказалось за этой рощей кто-то присматривал. При всей кажущейся хаотичности посадки деревьев, в роще были проведены несколько арыков от сая. В шестом часу вечера мы потихоньку стали подниматься вверх по ущелью Кайлыксая. Речка исчезла в камнях насыпи, по которой мы поднимались. Какое-то немного тревожное чувство появилось, когда мы заканчивали первый подъем. Зелени становилось все меньше и меньше, а камней всё больше и больше. Мы завернули за склон и нам открылось не широкое, но довольно высокое ущелье, сплошь состоящее из каменных рек – сыпучек, по обе стороны. С этого момента я можно сказать помнил каждое свое движение и даже, наверное, мысль. Зелени не было вообще, также как и тропы, которая потерялась среди этих огромных завалов, вскоре после нашего выхода из ореховой рощи. Но мы всё-таки пошли вперед, не зная точно куда придем, и где будем ночевать. Обычно тишина – это что-то очень положительное и жизнеутверждающее, но здесь была грозная тишина. Тишина со знаком минус. Мы прошли по совершенно свежему каменному завалу. Василий сразу предупредил: «Говорите шёпотом и ступайте очень осторожно». Так мы и шли от завала к завалу, которым, казалось, не было конца. А позади нас уже не видно было за склонами того зеленого местечка, где мы совсем недавно были. Вечерело. А мы все шли и шли. И вдруг, «как гром среди ясного неба», чей-то помет. Как? Неужели, какое-то существо тоже было недавно в этом грозном ущелье. Внутреннее напряжение прибывало, так как темнело, и камни уже начинали сливаться в глазах, а о ночевке не могло быть и речи. И вот после очередной каменной реки мы вдруг «выскочили» к зеленому ОАЗИСУ. Скалы разошлись в стороны метров на 100, а по середине вдаль уходили зеленые зеленые кусты и небольшие деревья. Жанна назвала этот остров «Землей Санникова», а Нона «Островом Надежды». И радости нашей не было предела. Теперь уже можно было спокойно останавливаться на ночевку, не боясь, что какой-нибудь «некультурный» камень покатится с горы в твою сторону.

Остров Надежды
Остров «Надежды»
Петрович сказал: «А может, пойдем назад?» И мы тут же рванули вперед. Жанна с Василием тут же побежали дальше на разведку, скинув рюкзаки, быстро исчезая в вечерних сумерках. «Мы нашли родник!»- услышали мы когда их почти уже не было видно. Мы с Ноной пошли за водой. Первый раз я видел родник наоборот – он тек не из под скалы, а под скалу, но вода оказалась чрезвычайно вкусной и прозрачной. Возвращаясь к лагерю мы услышали голубиное воркование, как будто отец прилетел к своим домашним и разговаривал с ними. По нашим предположениям, мы уже были недалеко от ущелья Каптаркумуш, не потому ли его название Серебряный голубь, что в этих горных местах водятся эти птицы? Потом в небе пронеслась утка и сделала над нами круг почета, через некоторое время еще 4 утки проделали тоже самое. Появились еще какие-то странные звуки. Позже мы поняли, что это Петрович заготавливает дрова и мы тут же «подключились» к этому занятию. Немного побаиваясь медведей натаскали столько дров, что можно было запустить небольшую котельную. Но мы решили поставить только чай и ждать наших друзей из разведки. Они пришли через часа два, очень довольные и сказали, что видели перевал, через который можно, по их мнению, перевалить в ущелье КаптарКумуш. Мы выпили чая и устроились на ночлег. Эта ночь была намного прохладнее, чем предыдущие. Может из-за высоких гор, которые нас окружали и не давали проходить теплому воздуху, и потому что было достаточно влажно на «острове». Созерцая ночное небо, усыпанное мириадами звезд, через окошко в крыше палатки, мы уснули.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Утро на острове
Утро на «острове»
Проснувшись, мы поняли, что ночевали на краю озера, которое видимо здесь было когда-то. В середине, под кустами и деревьями было немного воды, но края были сухими, с даже потрескавшейся почвой. Напряжение и тревога предыдущего дня ушли, и мы двинулись к «Серебреному голубю». Было как-то необычно и очень красиво на этом «Острове Надежды». Ковер из хвоща сменился непроходимыми зарослям смородины, появились мятные заросли, кое-где проглядывал цветущий иван-чай, и воздух был пропитан ароматом этих растений. Появилась небольшая речка. Наверно это и был Кайлыксай, исчезающий в завалах, по которым мы прошли вчера и выходил на поверхность только после нескольких сот метров ниже по течению. Тропа поползла круто вверх, остров кончался, и снова начались завалы. Мы уперлись в сухое русло сая и пошли прямо по нему, периодически останавливаясь и кушая смородину, которая росла по его предполагаемым берегам. За скалой показался травянистый склон, за которым уже виднелось небо, а не скалы. И мы «поперли» вверх без всякой тропы. После такого подъема мы могли бы смело участвовать в любых олимпийских играх. А Петрович даже изобрел летний бобслей, съехав несколько раз на рюкзаке, по этому крутому склону.

Отдых на пастбище
И вот мы наверху. Горы расступились на несколько километров и мы оказались на высокогорном пастбище. Сзади еще виднелось грозное и красивое ущелье Кайлыксая, а впереди красивая панорама широкой долины «Каптар Кумуш!» - сказал Василий и все облегченно вздохнули, сев под яблоню среди куч навоза, которые в тот момент мне казались какими-то родными. Недалеко паслось стадо коров. Немного отдохнув, мы двинулись вниз. Через час показался первый домик, а недалеко от него мы чуть не проскочили высокую урючину, усыпанную плодами. Никогда не ел с дерева урюк в августе. В начале июля его уже почти нет. Он был очень сладким. Вокруг домика было несколько орешин. К одной был привязан ослик, а в дупле у корней, другой орешины, мы увидели маленького щенка, почему-то похожего на львенка, потом заметили его маму. Все они очень спокойно отреагировали на нас.

Домик в горах
А мы пошли дальше, по этой залитой солнцем долине, приближаясь к скалам, где должна была течь горная речка КаптарКумуш. Через некоторое время по тропе мы спустились к ней, и найдя ровную площадку, устроились на обед и отдых. Занялись хозяйственными делами – стиркой и прочими, так как мы уже приближались к цивилизации, и всем хотелось выглядеть прилично, а не пропыленными, прокопченными и не бритыми.

Встреча с осликом
Ближе к вечеру мы продолжили свой маршрут к выходу из ущелья. Тропа была очень хорошей, как горная дорога, но вдруг скалы сузились, и на всю ширину ущелья разлилась речка, а тропа потерялась среди мелких камней, воды и деревьев. Мы безуспешно пытались найти сухой путь, т. к. не хотелось мочить ноги, Нона даже побежала на разведку в шлепках, но не нашла тропы и мы пошли прямо по воде. Было не глубоко и течение не сильным. Через 50 метров сай сузился, и по правому берегу появилась тропа. Мы шли все также быстро вниз, намереваясь до темна выйти из ущелья. Перескочили через горный мостик. Вдруг начали замечать, что ущелье становится все уже и уже. И вот наша тропа окончательно «врезалась» в речку, которая стремительным потоком текла по проходу между скалами шириной всего 5 метров.

Тропа по саю
«Ну, что ж!» - сказал Василий, «Придется идти прямо по реке, держась за скалу». И мы пошли, сразу погрузившись в реку по колено. Первым шел Василий, потом Жанна, затем я, за мной Нона и Петрович. Вода была холодной. И так мы прошли метров 100, курсируя от скалы к скале, периодически отдыхая от холодной воды на маленьких каменных островках. Впереди показалась тропа, круто уходящая вверх. «Переправились» - произнес Василий. «Отдыхаем, выжимаем носки и кроссовки, и набираем воду, дальше ее может и не быть».

КаптарКумуш – один из притоков Пскема
Ощущение от переправы было очень разогревающим, все тело работало как печка, а голова легкая и ясная. Мы начали быстро набирать высоту, идя вверх по тропе. За 15 минут речка ушла вниз метров на 100. Вдруг из-за поворота тропы показался ослик и две девушки таджички лет 18. Mы поймали их изумленные взгляды, но и они приветливо поздоровались с нами. «Как же они будут идти по теснинам, которые мы только, что прошли?» - подумал я. Обе были просто в пляжных шлепанцах. Через полчаса я глядел на раскрывшуюся панораму. Мы шли на двухсот метровой высоте над речкой, а впереди был Пскем, куда она и впадала. Надо было искать место для ночевки, так как солнце уже склонилось к горам. Вокруг простирались поля со скошенной травой. На одном таком поле мы и остановились. Настроение было хорошим, программу похода мы выполнили. Жанна, правда, предложила остаться еще на немного, чтобы осмотреть следующий сай, который называется Испай. Но подумав, мы решили в следующий раз приехать специально для этого. Все с удовольствием улеглись спать.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Мостик над  Испай-саем – домой
Мостик над Испай-саем – домой
Нас разбудило стадо коров, идущих где-то внизу на свой коровий завтрак. И мы с удовольствием позавтракали сами. А в горах в это время начинался новый день. Все шли по своим делам. Вот небольшая делегация местных жителей на лошадях, с собакой впереди, приветливо здороваются с нами. Собака тоже улыбается. Далеко впереди по склону ползет вереница ишачков, груженных дровами. Какой-то мальчишка деловито лезет в гору с граблями в руках. В поселке детишки о чем-то оживленно разговаривают, с интересом поглядывая на нас. Чуть ниже сверкает и переливается в утренних лучах солнца горная речка Испай. Мы потихоньку подошли и сели на ее берегу. Поход закончился, а до Ташкента доехать было уже делом техники. Говорить не хотелось. В тот момент, наверное, каждый из нас ещё раз наслаждался свежестью, чистотой и красотой, что дарит нам нежная кормилица Природа.

"По ПСКЕМУ 2008"
Куваевы Владик и Нона

nanny_n@list.ru

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология