Orient Tracking

Аксаката Преодоление трудного участка Каракиясай

ДЖУДУРУК - СЮРЕНАТА - АКСАКАТА - ЧАХ-ЧАМ - КАРАКИЯСАЙ

Школьники в Джудуруке (Юзурук)
Школьники в Джудуруке (Юзурук)


Окрестности селения Джудурук
Окрестности селения Джудурук



Окрестности фермы Кокжеде
Окрестности фермы Кокжеде



Ербол и Ильдар
Ербол и Ильдар


Сушка курта
Сушка курта



Грязевой поток Архытсая
Грязевой поток Архытсая



Пастбище
Пастбище


Долина Аксакаты
Долина Аксакаты



Ослики у дороги
Ослики у дороги



Полноводная Аксаката
Полноводная Аксаката


Аксаката в районе слияния с Нурекатой
Аксаката в районе слияния с Нурекатой



Лошадки у дороги
Лошадки у дороги



В охотхозяйстве
В охотхозяйстве



И кругом лошади
И кругом лошади


Озерца на склонах хребта Сюрената
Озерца на склонах хребта Сюрената



Оползень на склонах Сюренаты
Оползень на склонах Сюренаты



Дедушка - всадник
Дедушка - всадник



Дорога в Чах-Чам
Дорога в Чах-Чам


Ремонт запорожца на Каракиясае
Ремонт запорожца на Каракиясае



Водосборное колесо
Водосборное колесо

ФОТОГРАФИИ ИЗ МАШИНЫ

Солдатики на дороге
Солдатики на дороге
Это однодневное автомобильное путешествие мы совершили в теплый апрельский день проехав в общей сложности более 150 километров. Задача стояла испытать машину в полевых условиях, да и самим увидеть за один день много интересных и красивых мест в горах Западного Тянь-Шаня. Выбор нашего маршрута выпал на старую асфальтную дорогу, ведущую с окраины города Чирчик в сторону урочища Майдантал. Дорога проходит через северные отроги небольшого хребта Сюрената, спускается к горной реке Аксаката, и ведет вдоль нее глубоко в горы. Однажды я уже был здесь, и доехал до селения Джудурук (Юзурук). И вот теперь нам представилась возможность проехать еще дальше и разведать новые места.

Начав свой утренний путь с Ташкента, мы двинулись по трассе вдоль левого берега Чирчик, и вскоре уже были в районе Чирчикской плотины. Хотя на этой реке в свое время возведено множество электростанций, за что Чирчик и был прозван «река - труженица», жители самого города Чирчик под названием «плотина» именуют эту плотину, через которую и можно попасть в сам город. Здесь в этом гидроузле, начинает свой путь небольшая река с галечниковым руслом – Карасу. Странно вообще это. Обычно реки впадают в другие реки, но вот Карасу почему-то берет воду из реки Чирчик, и впадает уже в Ахангаран, в районе города Алимкент, на юго-западе равнинной части Ташкентской области. Наверное, когда-то река Карасу начиналась от многочисленных ручьев стекающих с западных склонов Чаткальского хребта в районе Джеттикента (современный Паркентский район). И обильная человеческая деятельность за многие столетия вносила свои ирригационные коррективы и схемы. Впрочем и в этом месте, где берет свое начало Карасу, дороги так же запутанны и переплетены, что мы еле-еле нашли нужный поворот в сторону селения Джудурук (Юзурук).

Проехав через унылые холмы, где в одном месте даже находится большая свалка мусора, мы вскоре подъехали к этому селению. Время близилось уже к одиннадцати утра, и вдоль дорог нам попадались школьники из начальных классов с удивлением засматривающиеся на нас. Дорога была неважная и колеса машины поднимали приличную пыль. А по обе стороны от нее нас сопровождали домики сельчан, расположенные не слишком плотно друг к другу, как это обычно бывает в других горных и предгорных селениях. Наверное окружающие холмы столь обширны, что голой земли тут хватает многим, благо было бы побольше воды для огородов. Местные жители, преимущественно казахи, заняты в основном животноводством. Повсюду видны стада баранов, коров и табуны лошадей, которые в этот день нам встречались довольно часто.

Девочка на ферме
Девочка (ферма Кокжеде)
Бесконечные зеленые холмы и продолжались и по выезду из селения Джудурук, а дорога становилась все хуже и хуже: куски асфальта, перемежающиеся с грунтовкой, пылью и мелкими камнями. Вскоре все чаще, на отдаленных склонах и холмах стали появляться деревья. А по правую сторону уже отчетливо просматривался хребет Сюрената. Мы несколько раз останавливались, прогуливаясь немного пешком, а иногда даже съезжали по ответвлениям от главной дороги. На одном из таких ответвлений, мы подъехали к небольшой ферме. Здесь был один жилой дом, сарай, стойло и хлев. К этим строениям примыкал большой сад, где паслось стадо барашков. Рядом с фермой проходило глубокое русло небольшого сая, противоположный земляной склон которого обилием древесной растительности радовал глаз. К нам на встречу вышел хозяин этого небольшого хозяйства. Поговорили немного, расспросили его о местных горах, достопримечательностях и о дороге. Ербол – хозяин дома, поведал нам, что ферма носит название Кокжеде, и что он живет тут с семьей и занимается в основном животноводством. Рядом с любопытством наблюдали за нами две маленькие девочки – его дочки. А возле дома была установлена небольшая сушильная площадка, где под железной сеткой сушился курт – любимое кисломолочное лакомство, распространенное в Средней Азии. В условиях жаркого климата, это один из практических способов заготовки молока впрок. Распрощавшись с Ерболом, и узнав о предстоящей дороге, мы двинулись в дальнейший путь.

Вскоре уже, проехав несколько изгибов дороги, мы выехали на открытую местность, где просматривались северные склоны хребта Сюрената с одноименной пирамидальной вершиной, высотой в 2042 м. над у.м.. Проехав еще немного, мы с удивлением обнаружили чуть ниже дороги небольшие озерца, правильно даже сказать не озера, а «крупные лужи», большая из которых была диаметром едва ли больше нескольких десятков метров. Весьма любопытное явление, встречающееся в наших горах довольно редко.

Мы подъехали к переправе через сай, один из притоков горного ручья Архыт, стекающий с горы Сюрената. Вот именно здесь и проявилось все коварство горных явлений. Весенние паводки, привели к селю и оползню, которые не только смыли часть дорожного покрытия, но и привели в движение большие массы грунта, вплотную подходящие к дороге. На протяжении нескольких сотен метров дорога здесь постоянно подмывается подземными водами, изрядно разрушая асфальт, местами не оставив его на своем месте. И как только здесь проходят легковые машины уму непостижимо? Сюда приехали даже два небольших автобуса, которые стояли неподалеку, но кроме водителей никого не было видно. Чуть выше по саю начинался большой арчовник, подходящий вплотную к вершине. Видимо отдыхающие и устремились в его свежую прохладу.

Ильдар
Ильдар
Когда то, миллионы лет назад, вершина Сюренаты была вулканом. Судя по литературе, в окрестных горах повсюду находили следы вулканической деятельности. Здесь встречаются потоки застывшей лавы в виде красноватых скальных обнажений. А среди расколов камней встречаются небольшие круглые ямки – следы вулканических «бомбочек». Эти «бомбочки», не что иное как, частички лавы, вылетавшие из жерла вулкана. Застывая в воздухе и падая в жидкую лаву, они образовывали в ней небольшие вкрапления. Эти небольшие «шарики» часто встречают в этих местах. Вдоль ручья также встречаются различных размеров окаменелые раковины древних моллюсков-грифей, обитателей древнего моря. Судя по той же литературе, здесь произрастает большая многовековая тополевая роща с мощными стволами, доходящими в диаметре до полутора метров. Все эти красоты мы так и не смогли увидеть, так как цели в этот раз, у нас были иные.

Вскоре нам предстояло преодолеть очень сложный и разбитый участок дороги, преодолев который мы стали снижаться к руслу Аксакаты. Бесконечные зигзаги среди лесистой местности и ожидание, что же там за поворотом, постепенно вывели нас к реке Аксаката. Здесь начинается приписное охотхозяйство под названием «Бельдерсай». Охранники хозяйства – местные егеря, расспросив нас о наших намерениях, позволили нам на часок проехаться вверх по грунтовой дороге вдоль Аксакаты. Обычно в конце апреля в горах Западного Тянь-Шаня начинается половодье, и мы сами смогли в этом убедиться. Полноводная Аксаката была бурной и непроходимой. Боковые саи несли в себе грязные и глиняные воды, тогда как в самой Аксакате вода была намного прозрачнее. В некоторых местах река подмывала берега, образуя небольшие обрывы. Повсюду паслись табуны лошадей с молодым выводком. А далеко впереди виднелись заснеженные горы Чаткальского хребта, и где-то там, среди труднодоступных мест растительному и животному миру предоставлен уникальный шанс на выживание – Чаткальский Заповедник. Сама река Аксаката берет свои истоки с отрогов Чаткальского хребта, и более чем через двадцать километров подходит сюда, на слияние еще с одной горной рекой – Нурекатой.

Грязевой поток
Грязевой поток
Обратный путь вначале прошел по тому же зигзагообразному подъему с сильно разбитой дорогой. Доехав снова до небольших озер истоков Архыт сая со следами селя и оползня, мы решили не ехать снова в селение Джудурук, но отыскать дорогу к поселку Чахчам (Чехчим), который находится возле все той же реки Аксаката. Дело в том, что прямого пути вдоль Аксакаты для автомобиля с охотхозяйства к этому поселку нет. Но все же туда можно попасть с основной дороги, в районе сая Архыт, свернув на одно из грунтовых ответвлений. Да и сами егеря говорили про тоже самое. Повстречав на пути двух всадников, мы подробнее расспросили их об этих грунтовках, и осторожно пустились в путь. Дорога пролегала вдоль голых склонов и распаханных полей, среди которых встречались и местные дехкане, занятые весенними хлопотами. Преодолев немало поворотов и изгибов горного рельефа, мы спустились к руслу Аксакаты, и ехали уже по асфальтной дороге. По обе стороны от реки повсюду была развита активная человеческая деятельность. Обилие домиков, дач, кишлаков и селений, сопровождали нас не только до поселка Чахчам, но и практически до города Газалкента.

В городе мы отобедали в одном из кафе, и так как до вечера было еще время, я предложил проехаться на Каракиясай, что стекает с хребта Каржантау. Саи южных склонов этого хребта относятся к правобережной части реки Чирчик. После обеда и небольшого отдыха мы двинулись в путь. Дорога к Каракиясаю, ведет через так называемый «горбатый мост» канала Бозсу, и далее вдоль предгорных полей выводит к селению Сайлык. На перекрестке в центре Сайлыка, можно поехать влево в поселок Хандайлык, либо прямо - в горы Акташа, но наш путь к Каракиясаю ведет вправо от этого перекрестка. Направившись по ней, мы вскоре уже выехали из Сайлыка. Слева от нас все время виднелись сады и дома отдыха, а справа большой каменистый пустырь с отдельными домиками и обширные поля. За резким поворотом влево, нам открылось ущелье Каракиясая. Вскоре мы уже ехали по дороге вдоль самой речки, по обе стороны от которой все так же виднелись различные дома отдыха, в том числе и новые – строящиеся. Проехав через «жиденький» мостик мы переправились на правобережье Каракиясая, где асфальтная дорога постепенно перешла в грунтовую. Недалеко от сая, среди больших камней и валунов мы и остановились.

Каракиясай
Каракиясай
Обилие весенних дождей сделали эту небольшую горную речку бурной в этот период. Многие любители горного отдыха часто приезжают сюда, дабы полюбоваться живописными каскадами водопадов, темными скалами, отдохнуть в знойные дни в прохладе деревьев и окунуться в бодрящий поток горного ручья. Капитальная тропа ведет путника вдоль сая глубоко в горы – к истокам Каракиясая. Здесь в местечке с местным названием «Куль» можно повстречать целую галерею древних охотников – петроглифынаскальные рисунки. На каменистых склонах водораздела Кызылсу – Каракиясай, на относительно большой площади выбиты всевозможные изображения животных, людей, солярные знаки, относящиеся к разным эпохам. Самые древние рисунки были созданы несколько тысяч лет назад. Такие петроглифы встречаются во многих местах Западного Тянь-Шаня в пределах Ташкентской области, но именно здесь, пожалуй, самая большая галерея.

День подходил к своему логическому завершению, и опустившееся ниже солнышко с облаками добавили своих красок в окружающие виды. Мы поторопились поехать домой, и на прощанье я сделал несколько последних фотографий, самых лучших, пожалуй, в этот день. А на канале Бозсу, близ Газалкента, я был увлечен съемкой водяного колеса, что все кружась неустанно набирал воду для чьих то нужд. Ну а в городе Чирчик, из множества архитектурных объектов мелькающих в окне автомобиля, я успел еще сфотографировать Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь. Первые переселенцы из Царской России в свое время активно развивали этот регион, но это уже другая история...

joeandex

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Дети в селении Джудурук
Дети в селении Джудурук



Чабаны погоняющие свое стадо
Чабаны погоняющие свое стадо



Вид через окно машины
Вид через окно машины



Девочка на ферме Кокжеде
Девочка на ферме Кокжеде



Ферма Кокжеде
Ферма Кокжеде



Небольшие озерца Сюренаты
Небольшие озерца Сюренаты



Небольшой табун лошадей
Небольшой табун лошадей



Дорога вдоль склонов Сюренаты
Дорога вдоль склонов Сюренаты



Игры осликов
Игры осликов



Дорога вдоль Аксакаты
Дорога вдоль Аксакаты



Грязевой поток горного ручья
Грязевой поток горного ручья



Вслед за лошадками
Вслед за лошадками



Шлагбаум в охотхозяйстве
Шлагбаум в охотхозяйстве



Лошадиная сила
Лошадиная сила



Вид на селение Чах-Чам (Чех-Чим)
Вид на селение Чах-Чам (Чех-Чим)



Встеча у дороги
Встеча у дороги



Полевая дорога
Полевая дорога



Горы Каракиясая
Горы Каракиясая



Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь
Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь


Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com