Orient Tracking

Музей археологии в Термезе Парк и озеро в Термезе

СУРХАНДАРЬЯ - ЗЕМЛЯ КРАСНОЙ РЕКИ

Термез
Вокзал в Термезе
Вокзал в Термезе

Музей археологии в Термезе
Музей археологии в Термезе

Вид на памятник Кыркыз
Вид на памятник Кыркыз

Арки Кырк-Кыза
Арки Кырк-Кыза

Стены Кырк-Кыза
Стены Кырк-Кыза

Внутри дворца Кырк-Кыз
Внутри дворца Кырк-Кыз

Входной коридор Кыркыз
Входной коридор Кыркыз

Мощные стены дворца Кырк-Кыз
Мощные стены дворца Кырк-Кыз

Экскурсия во дворце Кыркыз
Экскурсия во дворце Кыркыз

Оплывшие руины Кыр-Кыза
Оплывшие руины Кыр-Кыза

Кырк-Кыз. Внутренние комнаты
Внутренние комнаты

Кырк-Кыз. В полуденной жаре
В полуденной жаре

Лессовые руины Кыркыза
Лессовые руины Кыркыза

Внутри памятника Кырк-Кыз
Внутри памятника Кырк-Кыз

Кырк-Кыз. Кирпич и глина
Кирпич и глина

Арка Кырк-Кыза

Кырк-Кыз. Арка и бойницы
Арка и бойницы

Вид на ханаку Кокильдора
Вид на ханаку Кокильдора

Табличка при входе в ханаку Кокильдора
Табличка при входе в ханаку

Внутри Кокильдоры
Внутри Кокильдоры

Окна панджара Решетки панджара на окнах
Решетки панджара на окнах

Резные двери Кокильдоры
Резные двери Кокильдоры

Потомственный смотритель Султан Саодат Абдурахмон мулла
Cмотритель Султан Саодат Абдурахмон мулла

Мавзолей XVI-XVII вв в северной части комплекса Султан-Саодат
Мавзолей XVI-XVII вв в северной
части комплекса Султан-Саодат


Облицовка центрального портала. Многоцветные майоликовыме плитки (Султан-Саодат)
Облицовка центрального портала.
Многоцветные майоликовыме плитки


Арка сводчатого айвана поминальной мечети комплекса Султан-Саодат
Арка сводчатого айвана
поминальной мечети


Вид на входную арку и портал из поминальной мечети Султан-Саодат
Вид на входную арку и портал
из поминальной мечети
Султан-Саодат


Мавзолей XVI-XVII вв в северной части Султан-Саодат
Мавзолей XVI-XVII вв в северной
части Султан-Саодат


Портал мавзолея XVI-XVII вв (Султан-Саодат)
Портал мавзолея XVI-XVII вв

Вид на мавзолей XII века к югу от центрального портала Султан-Саодат
Вид на мавзолей XII века
(Султан-Саодат)


Руины к востоку от комплекса Султан-Саодат
Руины к востоку от
комплекса Султан-Саодат


Заросли верблюжьей колючки (Султан-Саодат)
Заросли верблюжьей колючки

Стены развалин возле комплекса Султан-Саодат
Стены развалин возле
комплекса Султан-Саодат


Буддийский монастырь Фаязтепа
Буддийский монастырь Фаязтепа

Вид из помещения во внутренний дворик Фаязтепе
Вид из помещения во внутренний дворик Фаязтепе

Внутренний дворик, основания колонн айвана, саркофаг Фаязтепа
Внутренний дворик, основания колонн айвана, саркофаг Фаязтепа

Стены монастыря Фаязтепа
Стены монастыря Фаязтепа

Под аркой стен Фаяз-тепа
Под аркой стен Фаяз-тепа

Саркофаг буддийской ступы Фаязтепа
Саркофаг буддийской ступы Фаязтепа

Внутренний дворик музея Фаязтепе
Внутренний дворик музея Фаязтепе

Фрагменты бытовой керамики II-VII вв н.э., Фаяз-тепа
Фрагменты бытовой керамики II-VII вв н.э., Фаяз-тепа

Будда с преданными принимая пожертвования. Копия I-III вв. н.э. настенной живописи. Главная святыня храма, Фаяз-тепе
Будда с преданными принимая пожертвования. Копия I-III вв. н.э. настенной живописи. Главная святыня храма, Фаяз-тепе

Глиняная копия солнечного божества. Фрагмент монументальной скульптуры I-II вв. н.э. Фаязтепа
Глиняная копия солнечного божества. Фрагмент монументальной скульптуры I-II вв. н.э. Фаязтепа

Интерьер в музее Фаяз-тепа
Интерьер в музее Фаяз-тепа

Угол здания музея Фаязтепа
Угол здания музея Фаязтепа

Золотое ожерелье с сердоликом. II-I вв. до н.э. Дальверзинтепа. Музей Фаяз-тепа
Золотое ожерелье с сердоликом. II-I вв. до н.э. Дальверзинтепа. Музей Фаяз-тепа

Раскопки буддийского монастыря Каратепа
Раскопки буддийского
монастыря Каратепа


Игры на древней землее Кушан
Игры на древней
землее Кушан


Стены старого Термеза (реконструкция)
Стены старого Термеза (реконструкция)

Центральный портал входа в старый Термез
Центральный портал
(старый Термез)


Нурик над аркой центрального входа в старый Термез
Нурик над аркой в старый Термез

При реконструкции стен Старого Термеза были применены старые и новые технологии
Старые и новые технологии

Традиционные материалы при реконструкции стен Старого Термеза
Традиционные материалы

Оплывшие руины стен Старого Термеза
Оплывшие руины стен
Старого Термеза


Здесь вся земля усыпана стариной (Старый Термез)
Здесь вся земля усыпана стариной (Старый Термез)

Остатки кладки старой стены Старого Термеза
Остатки кладки старой стены Старого Термеза

Дорога к мемориальному комплексу Хаким ат-Термези (вид с реконструированной стены)
Дорога к мемориальному комплексу Хаким ат-Термези (вид с реконструированной стены)

ЗЕМЛЯ ТЕРМЕЗ (Тармита, Патта-Кесар)

Нурик - наш водитель
Нурик - наш водитель
По приезду в Термез и после регистрации в гостинице, мы с Евгенией, прежде всего, нашли водителя, который согласился бы нас водить весь оставшийся день по архитектурным достопримечательностям Термеза. Таким счастливчиком оказался молодой парень – владелец автомобиля «Нексия», представившийся нам как Нурик. Для более детального согласования маршрута, сперва мы заехали в Термезский Археологический Музей, дабы разузнать месторасположение некоторых объектов. В музее мы нашли опытного экскурсовода, который помог нам составить план объезда археолого-архитектурных достопримечательностей. В самом музее мы не стали задерживаться, хотя он стоит того, но в нашем распоряжении было совсем немного времени.

Плод граната
Плод граната
Проезжая по городу замечаю его опрятность. Чистые улицы, ухоженные преимущественно одно и двухэтажные домики, характерные для современных махаллей Узбекистана. В некоторых частях города встречаются дома российской постройки рубежа XIX-XX веков. Термез в свое время служил пограничным гарнизоном в российской империи, и тут были расквартированы военные, которые в 1894-1895 годах выстроили крепость Патта-Кесар (Патакесар, Паттакесар, Паттагиссар, Патта-Хиссар) возле одноименного кишлака, где находилось также древнее городище, датируемое II-III вв. до н.э.. Жители Патта-Кесара называли эту крепость Тупраккурган. В 1901 году для военных была построена и освещена церковь св. благ. Князя Александра Невского, которая к 1905 году была перестроена на новом месте. Был построен в те годы и уникальный деревянный мост через Амударью, вызвавший большой интерес у инженеров Европы и Америки, приехавших на стройку, чтобы своими глазами увидеть это необычное сооружение. Со временем этот мост перестроили в железный, а спустя годы модернизировали. И в истории Термеза он носит теперь название «Мост Дружбы», связывающий Термез с Афганским портом Хайратон. Город Термез всегда был связан с военными. После Второй Мировой Войны сюда была передислоцирована 108-ая (бывшая 360-ая) мотострелковая дивизия, принимавшая также в военных действиях во время Афганской войны 1979-1989 гг. Позже, я узнал о Ларионе Терентьевиче Тельминове, первом фотографе Термеза. На рубеже XIX-XX веков он фотографировал русских военных, которые отсылали фотокарточки с места службы своим близким в далекой России.

Коридоры Кырк-Кыза
Коридоры Кырк-Кыза
Что же касается древнего Термеза, то его археологические и архитектурные памятники находятся чуть в стороне от современного Термеза. Наш водитель Нурик повез нас именно в эту часть старого Термеза, находящуюся в 12 км к северо-западу от современного города. Следы человеческой деятельности в Старом Термезе прослеживаются еще в далеком мезолите, о чем говорит множество найденных тут каменных орудий, с которыми можно ознакомиться в Термезском Археологическом Музее. Но основное освоение территории произошло позже. Удобная переправа через реку Окс (Амударью), предопределила здесь возникновение города, на века взявшего на себя функцию стратегического пункта, через которую как полагают многие, еще в IV в. до н.э. переправлялись фаланги Александра Македонского, но и возможно они пересекли Окс в районе Келифа (совр. Туркменистан). В древней Бактрии Термез носил название Тармита, происходящее от древнеиранского Тарамита или Тара-Мато (Зареченск, за рекой, место перехода, переправа). Некоторые исследователи название Термез связывают с греко-бактрийским царем Деметрием. В этом случае трансформация слова проходила следующие этапы: Деметрий - Дармит – Тармид – Термез. Китайский буддийский монах, ученый и философ Сюань Цзан (602-664) в 630 году посетил царство "Та-ми" (Термез) где обнаружил большую буддийскую общину. Вильгельм Томашек (1841-1901) — австро-венгерский географ и ориенталист предполагал, что название Термез происходит от древнеавестийского «taro-maetha», означающего «поселение по ту сторону реки». Возможно, арабы при завоевании Средней Азии использовали это название, но уже в своем переложении – «Мавераннахр» (то, что за рекой).

В комнатах дворца Кырк-Кыз
В комнатах дворца
Кырк-Кыз
Ядро древнего городища Термеза, возникшее на естественном возвышении относится к III-II вв. до н.э., когда Бактрия (земли среднего течения Амударьи) входила в состав государства греко-бактрийский царей. В этот период отмечается определенный экономический подъем юга Узбекистана. В I-III вв. н.э., в период Кушанской империи, площадь Термеза уже составляла 500 гектар, возводятся крепостные стены. После полного упадка IV-V вв., Термез стал вновь заселяться в VI-VII вв. А в 689 году в Термез впервые вторгаются арабы, и через пятнадцать лет город входит в состав владений арабского халифата. В IX-X веках город становится подвластным Саманидам. А в период с XI по XII века Термез переходит из рук в руки Газневидов, Караханидов и Сельджукидов, хотя это не мешало экономическому процветанию. Город разрастается, в его цитадели – Кухендизе (Старая крепость) осуществляются большие оборонительные перестройки, укрепляется Шахристан (внутренний город), разрастается Рабат (пригород), реставрируется речная пристань.
Выход во внутренний двор
Выход во внутренний двор
В Шахристане и Рабате располагаются мечети, базары, мастерские. В новых городских крепостных стенах устраиваются девять ворот. Появляется Сурадикат – загородный городок, павильоны и палатки - дачи богатых горожан. Здесь же находился загородный Дворец правителей Термеза XI-XII вв., обнесенный оборонительной стеной. После монгольского опустошения в 1220 году, Термез возрождается лишь только к концу XIII века, в местечке Салават - к востоку от разрушенного города, в землях «Термезских Сейидов» (Сайидов), которые считали себя потомками Саманидов. В XV веке это был уже большой город, входящий в огромную империю Тимуридов. Рюи Гонзалес де Клавихио, посол испанского короля, был поражен огромными размерами этого города: «Вошедшие в него, мы ехали так долго, что приехали в свое помещение совсем раздосадованные; и все время ехали по площадям и многолюдным улицам». В домонгольском же Термезе, лежащем в это время в руинах, только в 1407 г, усилиями внука Тимура – Халил-Султаном, была произведена реставрация крепости и речной пристани. В XVI веке при Шейбанидах , Термез становится объектом длительной междоусобной борьбы. В начале XVIII века в городе была выстроенная большая крепость и отдельное селение, где проживала основная часть жителей. Но в это время во всей Средней Азии отмечался упадок, которого не избежал и Термез. Город превратился в развалины.
Кырк-Кыз
Кырк-Кыз
В середине XVIII века, Мухаммед Рахим-хан, основатель династии Мангыт (Мангит), попытался восстановить Термез, но в силу экономических и политических условий, это мероприятие не оправдалось. И вскоре, рядом с развалинами появляются кишлаки Патта-Киссар и Салават (Салихабад). Спустя более века, в 1895 году возле Патта-Киссара закладывается пограничный городок-крепость русской армии. Со временем городок разрастался. Поглотив в дальнейшем и кишлак Салихабад, Термез получил статус города и вернул свое историческое название в 1929 году (прим. К сожалению, русский гарнизон крепость Пата-Киссар, находящившийся в центре современного Термеза, был снесен в 2014 году).

КЫРКЫЗ

План дворца Кырк-Кыз
План дворца Кырк-Кыз
Первый объект, который мы посетили, был комплекс Кыркыз (Кырк-Кыз, Кирк-Киз), в переводе означающий «Сорок Дев». Этот памятник архитектуры датируемый IX-X вв. произвел на меня одно из самых сильных впечатлений из всех памятников архитектуры Старого Термеза, находящимся на его восточной окраине. Реставрируемый в данное время, он, тем не менее, не утратил своей красоты.

Хитросплетения Кырк-Кыза
Арка Кырк-Кыза
Полуразрушенные стены, арки, коридоры, лабиринты, оплывшие глиняные руины. Прогуливаясь среди них, невольно погружаешься в глубину веков и становишься причастным тем далеким временам. Название Кырккыз закрепилось в следствии бытующей легенды в народе, повествующей о том, что в давние времена в этом дворце жила прекрасная царица Гульаим (Гахуар), с которой проживали сорок отважных дев. После того как враги перебили всех мужчин, царица набрала из числа своих приближенных подруг небольшое войско из сорока дев. Храбрые девушки самоотверженно отражали натиски жестоких врагов и укрывались под стенами дворца.

Секреты кирпичной кладки (Кырк-Кыз)
Секреты кирпичной
кладки Кырк-Кыза
Дворец строго центрической композиции, в плане представляет собой квадрат (54х54 м), ориентированный по сторонам света. Внутри дворца имеется двор, окруженный с четырех сторон айванами, за которыми сгруппированы в два этажа многочисленные помещения и коридоры соединяющие их. Всего число помещений Кырк-Кыза составляло более полусотни. Все четыре фасада одинаковы – с глубоким сводчатым айваном в центре.Углы стен фланкированы круглыми башнями, полыми внутри. На стенах – случайно расположенные световые проемы - окна. Разнообразны сводчатые системы дворца Карк-Кыз: сомкнутые, коробовые, крестовые, овальные и треугольные сводчатые конструкции, а также стрельчатые арки и полукупол на арочных парусах.
Забитый проход (Кырк-Кыз)
Забитый проход
Все здание сложено из сырца на лессовом растворе, а стены отштукатурены глиной. Местами встречается и жженый кирпич в виде конструктивных прокладок в сводах. Некоторые ученные предполагают, что Кырк-Кыз служил загородным дворцом Саманидских правителей. На это указывает историческое название местности возле кишлака Намуна, где и находится этот памятник: в XIX веке она носила название Шахри-Саман. По другим версиям здание могло бы быть странноприимным домом – ханакой для дервишей или караван-сараем. В целом, дворец Кырк-Кыз можно характеризовать как своеобразный эксперимент средневековых зодчих, строительно-технические поиски которых сочетали себе доисламские традиции и новые поиски.

КОКИЛЬДОРА

Вход в ханаку Кокильдора
Вход в ханаку
Дарваза и панджара (Кокильдора)
Дарваза и панджара
Кокильдора
Кокильдора
Следующим нашим архитектурным объектом, который мы посетили, была ханака Кокильдора, находящимся все в том же Эски-Термезе (Старом Термезе) вблизи кишлака Намуна. Этот крупный монументальный ханака-мавзолей, построенный в XVI веке, иногда служил пристанищем для дервишей и паломников. Фронт ханаки увенчивает высокий портал, ниша которого распределяет дальнейший путь. Центральный вход через вестибюль (дихлыз) ведет в центральное, квадратное в плане, помещение. Отрезки коридоров, начинающиеся слева и справа от осевого входа, ведут в боковые помещения-комнаты. Главный зал, увенчанный куполом на восьмигранном барабане, также соединен с боковыми помещениями. Все помещения и коридоры имеют по два самостоятельных выхода наружу, и в ханаку Кокильдора можно было зайти с любой и четырех сторон. Во внутреннем (интерьерном) и внешнем (фасадном) оформлении введены многочисленные ниши. Сводчатые системы, купола и полукупола выполнены из литого ганча. Площадь центрального зала занята захоронениями. В начале века ханака была изрядна разрушена: обрушено левое крыло здания, перекрытия боковых помещений, верхняя часть портала. В 1978 году производились одни из первых реставрационных работ с участием известного архитектора Рафаэля Зарипова. Конечно же, стоит упомянуть и о современных реставрационных работах, производимых во всем Старом Термезе. В целом, Кокильдора по своему типу приближается к более поздней архитектуре ансамбля Султан-Саодат, к которому и лежал наш дальнейший путь.

СУЛТАН-САОДАТ

Мемориальный комплекс Султан-Саодат
Мемориальный комплекс
Султан-Саодат
Этот культово-мемориальный комплекс, являющийся усыпальницей Термезских сейидов (сейиды по преданию - прямые потомки Мухаммеда), слагался на протяжении XII-XVII веков. Влиятельная семья Сейида Хасан ал-Эмира во второй половине IX в. владела здешними семьями. Сам же Хасан ал-Эмир оказывал большие услуги Саманидам, укреплявшим в то время политическое влияние на среднеазиатской арене. Придя окончательно к власти, Саманиды в свою очередь проявили знаки уважения к Термезским Сейидам, что способствовало укреплению их богатства и авторитета. Однако в XI в, Газневиды придя к власти в Термезе, оттенили потомков Хасан ал-Эмира, однако они смогли обрести свое политическое влияние уже в XII веке, сохранившимся на протяжении нескольких веков.
Информация о комплексе Султан-Саодат
Информация о комплексе
Потомственный смотритель Султан Саодат Абдурахмон мулла
Потомственный смотритель
Султан Саодат
Абдурахмон мулла
Захоронения в мавзолее Султан-Саодат
Захоронения в мавзолее

За прошедшие времена комплекс Султан-Саодат сложился в фамильную усыпальницу Термезских Сейидов – разновременных групп мавзолеев, скомпонованных вокруг 70-ти метрового двора. Внешне, хоть и в миниатюре, этот комплекс мне напомнил немного Шахи-Зинду в Самарканде. Но сходство это скорее смысловое и лишь немного в плане: длинный узкий двор, ведущий (в западном направлении) к его ядру – к двум мавзолеям XII в., а по периметру двора сгруппированы мавзолеи боле поздней постройки.
Султан-Саодат. Вид на поминальную мечеть
Вид на поминальную мечеть
Главное, первоначальное ядро – два древнейших мавзолея в западной части, датируемые одними исследователями XI-XII (Б.Н. Засыпкин), а другими X-XI (З.А. Хакимов) веками. Е.Г. Некрасова и В.М. Филимонов же относят эти строения к XII веку. Эти два мавзолея объединены глубоким сводчатым айваном, служащим поминальной мечетью. Мавзолеи, интерьеры которых представляют квадраты, густо заполнены древними могилами. Хасан ал-Эмир захоронен в северной усыпальнице, и интерьер здесь отличается большим убранством. Портал центрального свода, объединяющий мавзолеи, являлся парадным входом. В XIV веке фасад портала подвергся существенным изменениям: новая облицовка со вставками из резных, покрытых голубой поливой, кирпичиков. А в начале XV века он наращивается по высоте и облицовывается многоцветными майоликовыми плитками. Декор на всех мавзолеях, возведенных позже, отсутствует.
Майолика Сульан-Саодат
Майолика Сульан-Саодат
Вид на центральный портал Султан-Саодат
Вид на центральный
портал Султан-Саодат
Кирпичная кладка Султан-Саодат
Кирпичная кладка

Начало строительства новых пристроек – квадратных в плане мавзолеев, примыкающих к первоначальным усыпальницам, и обращенных своими порталами друг к другу, относится ко второй половине XV века. Дальнейшее развитие, комплекс Султан-Саодат получает вдоль узкого коридора, повторяя принцип спаренных мавзолеев. В конце XV (или в начале XVI) века в 20-ти метрах уже возведенного мавзолея XV века, возводится трехкомнатное здание. Две одинаковые квадратно-купольные усыпальницы, соединены входным, портально-купольным помещением. Фасад зданий весьма скромный. Затем, спустя некоторое время, на северной линии комплекса, возводятся еще два мавзолея, связанные между собой вестибюлем и общим портальным входом.
Дверь и панджара мавзолея в Султан-Саодат
Дверь и панджара
Они примыкают к восточной стороне усыпальницы Хасан ал-Эмира. В XVI-XVII в., строятся группа мавзолеев, примыкающих на южной оси ансамбля к паре мавзолеев XV-XVI вв. Оформление главного фасада и многочисленные настенные ниши, различных размеров и форм усложняют архитектуру этих мавзолеев по сравнению с предыдущими. В конце XVI – XVII веков северную сторону ансамбля Султан-Саодат завершает более усложненная пара мавзолеев, покоящихся на кирпичной суфе, высотой в 1 метр. Зеркально повторяющие друг друга усыпальницы соединены между собой помещением, вход в которое, производится через широкий проем, увенчанный полувосьмигранной в плане нишей. Южные стены мавзолеев имеют дверные проемы наружу, устроенные в пятигранных нишах. Купольное перекрытие мавзолеев основано на ложносферических парусах. Ну и наконец, самые поздние постройки мемориального комплекса Султан-Саодат, восходящие к XVII – XVIII вв., завершили южную сторону ансамбля. Однокамерный мавзолей, центрической композиции, примыкающий к восточной стене мавзолея XV века и два небольших помещения, обращенных входными проемами к западу, примыкающими к мавзолею XV-XVI вв. Все эти мавзолеи были безпортальными.

Восточную сторону всего ансамбля замыкал парадный портальных вход, не сохранившийся до наших дней. Напротив этого входа, через дорогу стояло купольное здание, возможно, что это была ханака (Б.Н. Зацепкин). Впрочем, рядом с комплексом Султан-Саодат в настоящее время находятся, особняком стоящие друг от друга, руины. Кто знает? Может быть, среди них и затерялась ханака (странноприемный дом). Последние масштабные реставрационные работы в ансамбле производились в 2002 году. И в наши дни мы можем видеть весь ансамбль Султан-Саодат в своей окончательной композиции, как группа зданий выстроенных по периметру длинного узкого двора, ведущего к его главной святыне, подчеркнутой стройным красочным порталом и массивными куполами.

ФАЯЗТЕПЕ

Купол со ступой Фаязтепа
Купол со ступой Фаязтепа
Следующий исторический объект откинул нас еще глубже – на две тысячи лет назад. Наш водитель Нурик, повез меня и Евгению на отреставрированный недавно археологический памятник Фаяз-тепе. Этот объект также произвел на меня сильно впечатление. Находясь к северо-западу от городской стены Термеза времен Кушан, этот буддийский монастырь (сангарама – место чистоты), раскопками которых уже не первый десяток лет занимаются ученные всего мира, был назван ими как Фаяз-тепе (видимо название перекочевало еще от местных жителей). Этот монастырь был построен в I-II вв. н.э. Буддизм в определенной степени был распространен и в Средней Азии. Известно, что Кушаны довольно спокойно относились к различным религиям.
Буддийский монастырь Фаяз-тепе
Буддийский монастырь Фаяз-тепе
И в их обширном государстве свободно уживались такие религии и воззрения как зороастризм, буддизм, христианство и др. В эпоху Великих Кушан воплощались идеи бактрийского зодчества, живописи и культуры. В этот период можно говорить о взлете художественно культуры. Развивались сельское хозяйство и ремесло, внутренняя и внешняя торговля. Просуществовав два столетия (с второй половины Iв н.э. до середины III в.), своего наивысшего могущества, Кушанская Империя достигла при Кадфизе II и особенно при царе Канишке. В состав государства Кушан входили территории юга Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Индии. В античном мире оно было одним из самых могущественных, наряду с Римом, Парфией китайской империей Хань.
Ступени ведущие к буддийской ступе Фаязтепе
Ступени ведущие к буддийской ступе
На территории Сурхандарьи, встречаются множество археологических памятников этого периода, широко представленных, в особенности, вдоль главных ее рек – Сурхандарьи и Шерабаддарьи. На протяжении почти всей протяженности этих рек, кушанские городища и поселения тянутся почти непрерывной полосой. Среди них можно отметить и крупные и средние города– Термез (Тармита), Дальверзин-тепе, Зар-тепе. Но в III-IV вв., кушанские города и селения постепенно приходят в упадок. Забрасываются целые поселения. Художественная и материальная культура значительно меняет свой облик. Хотя точные причины этих процессов пока не установлены, но многие ученые связывают эти явления с общим кризисом социальной системы (не улавливаете ли вы связь с нашими временами?).

Хум. Старый Термез II-III вв. н.э. Музей Фаязтепа
Хум. Старый Термез.
II-III вв. н.э. Музей Фаязтепа
Узкий проход. Фаязтепа
Узкий проход
Фрагмент кувшина в музее Фаязтепа
Фрагмент кувшина
в музее Фаязтепа
Вернемся же снова к Фаяз-тепе. В настоящее время этот археологический памятник специально подготовили для посещения туристами. В реставрационные работы немалый вклад внесла Япония, и памятник находится под государственной охраной UNESCO/JAPAN. На территории памятника специальным способом закрепили раскопанные остатки стен монастыря, прогуливаясь в лабиринте которого, невольно погружаешься в атмосферу двухтысячелетней давности. Прямоугольный план монастыря Фаязтепе с внутренним двориком, с внешней стороны был обведен террасой с деревянными колоннами. Стены здания с глубокими нишами были сложены из сырца и пахсы. Внутри монастыря было множество больших и малых помещений: залы для собраний и трапезы, святилища, кельи.

Ступа Фаязтепе
Ступа Фаязтепе
Восточнее этого здания, под круглым куполом, возвышающимся на крестообразном основании, находится буддийская ступа I в. н. Поднявшись по пологим ступенькам, можно заглянуть через небольшой проем внутрь этого купола. Ступа сложена из ганча и покоится здесь в темноте. Видимо такие условия для сохранности самые лучшие. Внутри ступы хранились священные реликвии: священные тексты, сосуды со святынями, различные драгоценности, оружие, сельхозорудия, крупы, шерсть. Согласно верованиям буддистов, ступы, обладая силой добра, помогали людям, посещавшим их, для обретения гармонии, очистки от пороков и обретения добродетели. В III веке, когда монахи Фаязтепе покидали монастырь, для ее сохранения, они замуровали ступу в кожух сырцовым кирпичом.

Бодхисаттва. Фаязтепа
Бодхисаттва. Фаязтепа
Барельеф Будды. Фаязтепе
Барельеф Будды в музее
Смотритель музея Фаязтепа
Смотритель музея Фаязтепа

Копия фрагмента росписи стен I-III вв. н.э., вероятно, представляющего Александра Великого. Музей Фаязтепа
Фрагмент росписи стен I-III вв.
н.э., вероятно, представляющего
Александра Великого. Копия
Монастырь Фаяз-тепа был богато декорирован, о чем нам говорят остатки настенной живописи, хранящиеся в музее - визит центре, который открыт неподалеку. В музее можно ознакомиться с некоторыми экспонатами, найденными в результате археологических раскопок: керамические кувшины, масляные лампы, фрагменты растительного декора, скульптурные статуи Будды, остатки настенной живописи. Но одной из таких росписей с богатой гаммой красок изображен воин с рогами дикого барана на голове – не Искандер Зулькарнайн (Александр Двурогий) ли это, чей образ почитали как божественный? Во всех росписях прослеживаются западные и юго-восточные связи, но в целом они выполнены в традициях кушано-бактрийского искусства. А одна из знаменитых археологических находок - изящная статуя Будды с двумя монахами (Триада), найденная также на раскопках Фаяз-тепа, выставлена в музее истории Узбекистана в Ташкенте.

КАРА-ТЕПА

Девочка со смешными косичками Мальчик - юный спайдермен Юный археолог и ее артефакты
Юные археологи за работой на своих раскопках
Рядом с Фаяз-Тепе находится также и другой памятник археологии относящийся к буддизму. Это Каратепе (Черный холм) – также монастырь, основанный в первых веках нашей эры. Мы не стали подъезжать к этому памятнику, и довольствовались лишь его созерцанием со стороны. Но было видно, что и там ведутся раскопки: сооружен навес, урывающий работающих археологов от палящего солнца Старого Термеза. Первые раскопки на Кара-тепе были проведены в 1930-е годы. Ученными было выявлено, что этот монастырь, частично высеченный в скальной породе, сформировался во II веке н.э. Здесь также были найдены фрагменты настенной росписи с изображением Будды и монахов. А между тем, в окрестностях Фаяз-Тепа и Кара-Тепа, я неожиданной для себя увидел детишек, среди песочных барханов. Укрывшись в небольшой яме, они играли в свои, ведомые только им игры, и только спустя год, я почему-то подумал о «Триаде» связав все это воедино. Дети – это наши ангелы.

СТАРЫЙ ТЕРМЕЗ

Развалины по дороге в Старый Термез
Развалины по дороге
в Старый Термез
Можно только поражаться тому, как плотно усеяна земля Старого Термеза всевозможными археологическими объектами. Здесь можно говорить о своеобразном кладезе для археологов. Вот и тогда, когда мы ехали в сторону комплекса Хакима ат-Термези, то по дороге проезжали мимо каких-то оплывших строений. Возможно, это были руины стен Дворца Термезских Правителей, не могу это утверждать. Но на сегодняшний день мы можем видеть только воссозданную копию этой крепости (кала), к которой мы вскоре и подъехали. Величественный широкий арочный проем в воссозданной оборонительной стене, обрамленный двумя сторожевыми башнями, встретил нас при въезде в шахристан. Остановившись здесь, мы с удовольствием осматриваем его, заходим на верхнюю площадку, откуда открывается вид на окружающий ландшафт. Среди унылого пустынного пейзажа виднеется один из рукавов Амударьи, остров Арал-Пайгамбар, а также мемориальный комплекс Хакима ат-Термези и остатки оплывших строений вблизи от стены.

Вид на мемориальный комплекс Хаким ат-Термези из бойницы реконструированной стены крепости Старого Термеза
Вид из бойницы
В результате раскопок 1979-1980 годов в городище Старого Термеза, археологи натолкнулись на часть стены со следами настенных росписей, по которым можно было предполагать, что это были остатки христианского храма. Было выявлено 16 помещений, схожих по своей планировке с известными монастырскими сооружениями Армении с и церковью Ак-Бешима в Киргизии. Христианский храм в Старом Термезе существовал на протяжении X-XIII вв., и как предполагают, был разрушен при монгольском хане Газанхане после 1295 года. Об этом говорят обгоревшие стены и железная монгольская стрела, найденные в результате этих изысканий.
Башня Ходжа Варух (минарет Чор-Сутун)
Минарет Чор-Сутун
В Старом Термезе множество несохранившихся памятников архитектуры. Среди них - типичный для среднеазиатской архитектуры «гофрированный» феодальный замок-кешк VI-VII вв., который был выстроен на культурном слое кушанского времени. В XI-XII вв. в Старом Термезе возводится уникальный памятник - дворец Термезских Правителей, отличающийся изящным орнаментальным декором. В пригороде располагалась небольшая мечеть Чор-Сутун (IX-X вв.) и Термезский минарет (1032 г). Мечеть Чор-Сутун (сорок колонн) была по своей архитектуре необычна и напоминала в некоторой степени мечеть Нух-Гумбад под Балхом – такая же четырехстолпная и девятикупольная центрическая композиция, открытая с двух сторон. Термезский минарет же, высотой в 13 метров и диаметром при основании 3 метра, являлся одним из самых ранних минаретов в Средней Азии. К сожалению многие из этих памятников были утрачены по воле невежд. Многие из них были разобраны на кирпич. Так, в 1904 году было уничтожено трехэтажное медресе.
Стены русской гарнизонной крепости (фото 2012)
Стены русской гарнизонной
крепости (фото 2012)
Термезский минарет в 1934 году стал артиллерийской мишенью. А в 1945 году, остатки дворца Термезских Правителей были разобраны военными на кирпичи на постройку свинарника. Но руины дворца Термезских Правителей все же успели запечатлеть фотографы XX столетия: различные фрагменты резных орнаментальных панно, устоя айвана и другие уцелевшие части. Впрочем, также существуют фотографии и Термезского минарета и единственная фотография трехэтажного медресе. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток, не стало исключением и современная история. Как уже тут говорилось ранее, памятник рубежа XIX-XX вв - русская военная крепость-гарнизон просуществовала чуть более ста лет. Пока готовилась эта статья, пришла печальная весть, что крепость была снесена в 2014 году. До последнего времени на ее территории располагался этнографический музей, судьба которого пока решается.

Зал в музее археологии (Термез)
Зал в музее археологии (Термез)

Развалины по дороге в Старый Термез
Развалины по дороге
в Старый Термез


Цветение граната
Цветение граната

Нурик в автомобиле Шевроле
Нурик в автомобиле Шевроле

Вход в дворец Кырккыз
Вход в дворец Кырккыз

Вход в Кырк-Кыз
Вход в Кырк-Кыз

Высокие стены Кырк-Кыза
Высокие стены Кырк-Кыза

Подпорка для стен (Кырк-Кыз)
Подпорка для стен

Внутри дворца Кырк-Кыз
Внутри дворца Кырк-Кыз

Встреча двух туннелей (Кырк-Кыз)
Встреча двух туннелей

Неочищенная часть дворца Кырк-Кыз
Неочищенная часть дворца

Экскурсия для местных жителей в Кырк-Кыз
Экскурсия для местных жителей

Верблюжья колючка в Кырк-Кыз
Верблюжья колючка в Кырк-Кыз

В заваленном углу Кырк-Кыз
В заваленном углу Кырк-Кыз

Внутренняя панорама Кырк-Кыз
Внутренняя панорама Кырк-Кыз

Комнаты дворца Кырк-Кыз
Комнаты дворца Кырк-Кыз

Отреставрированный коридор (Кырк-Кыз)
Отреставрированный коридор

Падающая стена (Кырк-Кыз)
Падающая стена

Под входным порталом Кокильдоры
Под входным порталом Кокильдоры

Кокильдора. Вид с задней стороны
Кокильдора. Вид с задней стороны

Оплывшие руины в Султан-Саодат
Оплывшие руины в Султан-Саодат

Купол мавзолея XVI-XVII вв (северная часть Султан-Саодат)
Купол мавзолея XVI-XVII вв (северная часть Султан-Саодат)

Внутри мавзолея XVI-XVII вв (северная часть Султан-Саодат)
Внутри мавзолея XVI-XVII вв
(северная часть Султан-Саодат)


Пара мавзолеев XVI-XVII вв (северная сторона Султан-Саодат)
Пара мавзолеев XVI-XVII вв (северная сторона Султан-Саодат)

Высокий портал, облицованный майоликовой плиткой (Султан-Саодат)
Высокий портал, облицованный майоликовой плиткой

Многоцветный майоликовый декор (нижняя часть портала Султан-Саодат)
Многоцветный майоликовый декор (нижняя часть портала Султан-Саодат)

Древние могилы в усыпальнице Хасан ал-Эмира (Султан-Саодат)
Древние могилы в усыпальнице
Хасан ал-Эмира


Султан-Саодат. Величественный портал
Султан-Саодат. Величественный портал

Мавзолей XVI-XVII вв в южной части Султан-Саодат
Мавзолей XVI-XVII вв
в южной части Султан-Саодат


Пара мавзолеев XVI-XVII вв в южной части Султан-Саодат
Пара мавзолеев XVI-XVII вв
в южной части Султан-Саодат


Развалины в восточной чсти комплекса Султан-Саодат
Развалины в восточной чсти комплекса Султан-Саодат

Возможно это руины Ханаки Султан-Саодат
Возможно это руины Ханаки Султан-Саодат

Руины Султан-Саодат, поросшие верблюжьей колючкой
Руины Султан-Саодат, поросшие верблюжьей колючкой

Айванный навес в Султан-Саодат
Айванный навес
в Султан-Саодат


Фаязтепа посреди пустынной местности
Фаязтепа посреди пустынной местности

Законсервированные раскопки Фаязтепе
Законсервированные раскопки Фаязтепе

Основания колонн во внутреннем дворе монастыря Фаязтепа
Основания колонн во внутреннем дворе монастыря Фаязтепа

Остатки стен Фаязтепа залиты специальным раствором на основе глины
Остатки стен Фаязтепа залиты специальным раствором на основе глины

Среди лабиринтов Фаязтепе
Среди лабиринтов Фаязтепе

Археологический материал Фаязтепа
Археологический материал Фаязтепа

Музей возле археологического памятника Фаяз-тепе
Музей возле археологического памятника Фаяз-тепе

Вход в музей Фаязтепе
Вход в музей Фаязтепе

Масляные лампы. Музей Фаязтепе
Масляные лампы. Музей Фаязтепе

Фрагменты настенной живописи Фаязтепе
Фрагменты настенной живописи Фаязтепе

Крышка украшенная цветком лотоса. Фаяз-тепа IV-V в н.э.
Крышка украшенная цветком лотоса. Фаяз-тепа IV-V в н.э.

Копия I-III вв . Фрагмент монументальной глиняной скульптуры: грудь Геракла с орнаментом из Дальверзинтепа. Музей Фаяз-тепа
Копия I-III вв . Фрагмент монументальной глиняной скульптуры: грудь Геракла с орнаментом из Дальверзинтепа. Музей Фаяз-тепа

Раскопки Каратепа (Кара-тепе)
Раскопки Каратепа (Кара-тепе)

Среди пустынной местности появились дети
Среди пустынной местности появились дети

Реконструированный вход в Старый Термез
Реконструированный вход
в Старый Термез


Стену реконструировали с применением старинных технологий
Стену реконструировали с применением старинных технологий

На верхней смотровой площадке центрального входа реконструированной крепости Старого Термеза
На верхней смотровой площадке центрального входа

Вид через бойницы крепости Старого Термеза (реконструкция)
Вид через бойницы крепости Старого Термеза

Развалины стен Старого Термеза
Развалины стен Старого Термеза

Здесь граничат стены  Старого Термеза с реконструированными
Здесь граничат стены Старого Термеза с реконструированными

Археологические работы в стенах Старого Термеза
Археологические работы в стенах Старого Термеза

Стены Старого Термеза у реки Амударьи
Стены Старого Термеза у реки Амударьи

Евгения счастлива, оказавшись в Старом Термезе
Евгения счастлива, оказавшись
в Старом Термезе


АРАЛ-ПАЙГАМБАР (Остров Пророка)

Мазар Зуль-Кифль на острове Арал-Пайгамбар
Мазар Зуль-Кифль на
острове Арал-Пайгамбар
Этот обширный остров в дельте Амударьи, площадью более 3 тыс. га на треть покрыт тугайным лесом. До 1963 года тут существовал небольшой кишлак, глинобитные развалины которого давно уже поросли деревьями. На остров постоянно приезжали паломники для посещения мавзолея-мечети Зуль-Кифль. В 1960 году на острове был создан заповедник местного значения, закрепленный за Термезским зоопарком, который проводил разведение диких копытных животных для нужд зоопарков страны. В научном плане заповедник подчинялся АН УзССР. В 1967 году заповедник был отделен от зоопарка и передан Госкомитету лесного хозяйства СовМина УзССР, а в 1971 году заповедник Арал-Пайгамбар получил статус Государственного заповедника, призванный для сохранения эталонного леса с его животным населением, характерным для поймы реки Амударья. Площадь заповедника составляла более 3 тыс. га, из которых лесом было покрыто около 0,9 тыс. га. В 1986 году заповедник Арал-Пайгамбар был объединен с Кугитанским госзаказником и обе обособленные территории были преобразованы в Сурханский государственный заповедник с общей площадью более 24 тыс. га.

Советские пограничники поймали тигра у реки Пяндж. Граница Таджикской ССР, СССР и Афганистана. 1936 год.
Советские пограничники поймали
тигра у реки Пяндж. Граница
Таджикской ССР, СССР
и Афганистана. 1936 год.
Основные лесообразующие породы – саксаул, лох узколистный и туранга евфратская. Из животного мира встречались бухарский олень (в 1076 году насчитывалось 100-120 особей), среднеазиатский кабан, шакал, туркестанская лисица, камышовый кот, заяц песчаник и др. изредка на остров заходили волки. До середины 20-х годов XX столетия здесь обитал туркестанский тигр. Мир птиц (таджикский фазан, кваква, белая цапля, филин, туркестанский змееяд), пресмыкающихся (серый варан, песчаная эфа, туркестанская гюрза) и рыб (малый лопатонос, щуковидный жерех, аральский усач, сазан, амударьинский голец, сом) также был весьма разнообразен, многие виды из которых внесены в Красные Книги. Как дело обстоит в настоящее время, точных данных нет, но по сведениям института Географии РАН, в связи с сокращением паводков и расширением хозяйственной деятельности в пойме Амударьи, происходит деградация природного комплекса. Впрочем, подобная картина наблюдается, к сожалению, во многих местах земного шара. Ныне, остров Арал Пайгамбар - это закрытая для посещения территория, ввиду близости государственной границы, хотя, пограничный режим тут существовал всегда. Наверное, для большей его закрытости в 50-х годах сюда завезли большое количество ядовитых змей (гюрза, эфа), хотя основной целью была все же добыча змеиного яда, которым занимались сотрудники заповедника.

Зуль-Кифл. XI-XII в. Фото из книги Г.А. Пугаченковой 'Средняя Азия' (справочник-путеводитель)
Зуль-Кифл. XI-XII в. Фото из книги
Г.А. Пугаченковой "Средняя Азия"
(справочник-путеводитель)
Архитектурной достопримечательностью острова является комплекс-мазар Зуль-Кифль (Зул Кифл, Зулькифль). Здание комплекса Зуль-Кифль (XI-XII вв.) представляет собой связанные помещения с ассиметричной композицией: мечеть, гурхана, сагана и другие подсобные помещения. Мечеть венчает полусферический купол, доминирующий над всем комплексом. Декор памятника простой – кладка из спаренных кирпичей, разделенных вертикальными кирпичиками. Также известна мечеть Зуль-Кифла в Иракском городе Хилла. Пророк Зуль-Кифль («Обладатель обеспечения») отождествляется у мусульман с ветхозаветным пророком Иезекиилем.

По одной из легенд, в Келифе (территория Туркменистана, ниже по течению Амударьи) жил святой, который чувствуя приближения смерти, попросил, чтобы его поместили в лодку (сундук) и пустили по течению реки, и там, где лодка остановится, там он завещал его похоронить. После того, как это было исполнено, люди с удивлением заметили, что лодка стала плыть против течения. Они последовали за ней, и через некоторое время лодка остановилась посреди реки, вблизи Термеза. В этом месте чудесным образом стал расти будущий остров Арал-Пайгамбар. На нем и похоронили святого, воздвигнув впоследствии над ним усыпальницу Зуль-Кифль.

Гиды музея археологии в Термезе, приводят другую версию, согласно которой на острове Усман аль-Джазират (или Усман Арал), так они называют остров Арал-Пайгамбар, похоронен арабский полководец Усман Аскар Баши.

ХАКИМ АТ-ТЕРМЕЗИ

Входная арка в мемориальный комплекс Хаким ат-Термези
Входная арка в мемориальный комплекс Хаким ат-Термези

Вид на современную мечеть на территории комплекса Хаким ат-Термези
Вид на современную мечеть на территории комплекса
Хаким ат-Термези при въезде


Дорожка ведущая в усыпальницу Хакима ат-Термези
Дорожка ведущая в усыпальницу Хакима ат-Термези

Фронтально-диагональный вид на портал и купол мавзолея Хаким ат-Термези
Фронтально-диагональный вид
на портал и купол мавзолея
Хаким ат-Термези


Декоративные цветы на фоне мавзолея Хаким ат-Термези
Декоративные цветы на фоне мавзолея Хаким ат-Термези

Вид на мавзолей из-под купола подземных келий
Вид на Хаким ат-Термези из-под купола подземных келий

Скромный алебастровый (ганч) декор внутри мавзолея Хаким ат-Термези
Скромный алебастровый (ганч) декор внутри мавзолея
Хаким ат-Термези


Входное помещение мечети Хаким ат-Термези
Входное помещение мечети
Хаким ат-Термези


Решетка панджара в оконном проеме
Решетка панджара в оконном проеме

Цветочная клумба на территории Старого Термеза
Цветочная клумба на территории Старого Термеза

Подземные кельи – чилляхона, где уединялись в молитве суфии
Подземные кельи – чилляхона, где уединялись в молитве суфии

Здесь уединялись в молитве дервиши-суфии
Здесь уединялись в
молитве дервиши-суфии


Алпомыш, Семург и птичка
Алпомыш, Семург и птичка

Гробница Хаким ат-Термези под богато украшенном куполом
Гробница Хаким ат-Термези
под богато украшенном куполом
Что касается этого обширного мемориального комплекса Хакими Термези, то он предстал пред нами во всей красе. Современные реставрационные работы превратили этот объект в одну из главных достопримечательностей Старого Термеза, куда постоянно тянутся паломники и туристы. Этот культово-мемориальный комплекс, складывался на протяжении XI-XV веков, недалеко от северо-западного угла термезской цитадели, у могилы ученого суфия Абу-Абдаллах-Мухаммеда, основателя суфийского ордена «хакими», жившего в IX в. В период между 1081-1095 гг., над могилой суфия был возведен однокупольный цилиндрический мавзолей, представляющий собой квадратное в плане сооружение (чартак). Купол мавзолея основан на четырех просторных арках. Мавзолей был покрыт облицовкой из резного штука – красивейшими орнаментами гирих и куфическими надписями, в которых заметны титулы и имя правителя Абул-Музаффар Ахмеда Тига-Тигина, по распоряжению которого и был выполнен этот декор. В этот период правителем Маверанахра был караханид Ахмед Хызр, с кем и отождествляет М.Е. Массон эту надпись.

Позже, в XI-XIIвв., примыкая к северной стороне мавзолея, была построена поминальная айванная мечеть - трехкупольное здание с открытой галереей. В качестве облицовки михраба тут уже использовались фигурные кладки из жженого кирпича. На столбах и стенах – резной штук, звездчатые гирихи, стилизовано растительные узоры, имитации узорных кирпичных кладок, декоративные мотивы которых и техника исполнения выполнены в схожей манере по сравнению с дворцом Термезских правителей, что и говорит о времени создания этого декора.

Резная колонна айвана внутри комплекса Хакима ат-Термези
Резная колонна айвана
внутри комплекса
Хакима ат-Термези
Через столетие, после монгольского опустошения, в конце XIII века (в 1389-1390 гг.), к востоку от усыпальницы отстраивается однокупольный квадратный в плане мавзолей с небольшими примыкающими помещениями (чилля-хана). Строительство же крупной ханаки, относится к началу XV века, во время правления Халил-Султана (1405-1409), внука Тимура. Ее обширный купол венчается над двумя порталами, и главенствует над всей композицией комплекса Хакима ат-Термези. В это же время в мавзолее была установлена сагана – надгробная плита из белого мрамора, покрытая богатой резьбой. На сагане можно увидеть надпись «термезкий мудрец». Это надгробие считается одним из шедевров орнаментального и камнерезного искусства Тимуридской эпохи. От поминальной мечети и сейчас через открытую арку видна эта сагана, окруженная современными отреставрированными узорами и росписями внутренних стен и купола мавзолея.

Колонны и арки внутри мавзолея Хаким ат-Термези отделанные фигурной кирпичной кладкой, ганчем и росписью
Колонны и арки внутри мавзолея
Хаким ат-Термези отделанные
фигурной кирпичной кладкой,
ганчем и росписью
Абу-Абдаллах-Мухаммеда бини-Хусейн ал-Хакими Термези считался духовным покровителем Старого Термеза и в народе его именовали «Термез-ата» (отец Термеза). По старинному преданию, ходившему в народе, Хаким ат-Термези происходил из бедной семьи и быв десятилетним мальчиком занимался тем, что собирал хворост в степи. Там же в степи, к нему явился чудесный старец, который открыл ему сокровенные знания. Получив это откровение, и с годами приобретя известность, Хаким ат-Термези все же оставался жить в бедности – в хижине своих родителей. За всю свою жизнь он написал около тридцати разнообразных сочинений мистико-философского содержания. Среди них – первый историко-биографический труд посвященный суфиям и суфизму. Умер Хаким ат-Термези по одним данным в 869 году, по другим – в 898 году. По преданию – это произошло в результате вторгшихся в город врагов, которые обезглавили суфия. После археологических изысканий под полами архитектурного комплекса, некоторые ученые предположили, что Хаким ат-Термези проживал тут же, в небольшой ханаке, где он принимал посетителей и вел долгие беседы со своими учениками – мюридами. «Я не сочинил ни одной буквы», говорится в его изречении (высеченному на надгробии), «по заранее принятому намерению, но когда для меня наступало бедственное, предопределенное судьбою время, я находил утешение в своих сочинениях…».

ЗУРМАЛА - ТЕРМЕЗ – АЛПАМЫШ – ПАРК

Буддийская ступа - башня Зурмала (фото 2014 года)
Буддийская ступа-башня Зурмала
(фото 2014 года)
День близился к завершению. Мы поехали обратно в современный Термез. По дороге проезжали мимо еще одного буддийского археологического памятника – башни Зурмала. К сожалению, у нас не было уже достаточно времени, чтобы подъехать к этому памятнику. Буддийская ступа Зурмала высится к юго-востоку от крепостных стен Кушанского Термеза. По всей видимости, здесь располагался комплекс буддийских построек. От тех далеких времен до нас дошли развалины башни - ступы Зурмала. На заре первого тысячелетия, на здании с прямоугольным пьедесталом высился цилиндрический монолит с куполообразным венчанием, выполненный из сырцового кирпича. Пьедестал Зурмалы был облицован плитами из белого камня. Основание ступы было сложено из жженного кирпича. Диаметр Зурмалы – 14,5 метров, а высота достигала 16-ти. Размер и масштабы башни Зурмала, превосходящие ступу на Фаяз-тепе, говорят о ее особом значении среди буддистов в Кушанском Термезе. Земля Сурхандарьи богата на всевозможные памятники археологии, связанный с буддизмом. В ряду таких памятников можно также упомянуть такие известные, как буддийский комплекс (монастырь) в Айртоме (Айртам), кушанское городище Дальверзинтепа, где были обнаружены руины буддийского святилища, а также городище Зартепа, своеобразный религиозный центр Бактрии, с буддийской часовней и ступой, датируемые III в н.э..

Вечер в Термезе. Озеро в центре города. Виднеются купола археологического музея
Вечер в Термезе. Озеро
в центре города. Виднеются
купола археологического музея
В самом Термезе мы еще немного прогулялись по центральному парку. Стержнем этого парка является небольшое озеро и памятник «1000 лет эпохи Алпомыш», установленный одному из национальных героев Узбекистана. Алпомышу посвящен известный цикл среднеазиатских эпических сказаний и о его подвигах. Самый обширный труд об Алпамыше был создан узбекским сказителем Фазыл Юлдаш-оглы, включающим в себя 14 тысяч стихов. Впрочем Алпомыш также почитается как герой и у других народов от Средней Азии до Сибири. Тем временем, термезцы и гости города неторопливо гуляли вдоль набережной, и мы с удовольствием фотографировали озеро в свете заходящего южного солнца, а через его гладь, вырисовывался контур здания Термезского археологического музея, отражаясь в воде чуть размытыми линиями.

joeandex

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Вид на современную мечеть со стороны мавзолея Хаким ат-Термези
Вид на современную мечеть
со стороны мавзолея
Хаким ат-Термези


Вид на современную мечеть на территории комплекса Хаким ат-Термези
Вид на современную мечеть на территории комплекса
Хаким ат-Термези


Мулла в поминальной мечети Хаким ат-Термези
Мулла в поминальной мечети Хаким ат-Термези

Купол мечети Хаким ат-Термези
Купол мечети Хаким ат-Термези

Внутри мечети Хаким ат-Термези
Внутри мечети Хаким ат-Термези

Роспись на арках, колоннах и сталактитах мечети Хаким ат-Термези
Роспись на арках, колоннах и сталактитах мечети
Хаким ат-Термези


Мулла внутри мечети Хаким ат-Термези
Мулла внутри мечети
Хаким ат-Термези


Гнездо ласточки у потолка богато расписанной арки мавзолея Хаким ат-Термези
Гнездо ласточки у потолка богато расписанной арки мавзолея
Хаким ат-Термези


Резной айван с инкрустированным деревянным перекрытием
Резной айван с инкрустированным деревянным перекрытием

Экзотические деревья в комплексе Хаким ат-Термези
Экзотические деревья в комплексе Хаким ат-Термези

Лестница в подземную келью (чилляхана) возле мавзолея Хаким ат-Термези
Лестница в подземную келью (чилляхана) возле мавзолея Хаким ат-Термези

Здесь сохраняется прохлада в знойный день
Здесь сохраняется прохлада
в знойный день


Памятник национальному герою Алпомышу в современном Термезе
Памятник национальному
герою Алпомышу в
современном Термезе


Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com